Мусульманская архитектура Волжской Булгарии

Развитие городов и городской культуры в Волжской Булгарии тесно связано с принятием ислама, что обусловило определенную направленность развития архитектурноградостроительной культуры. В прошлом столетии руинированные остатки зданий Х – начала XIII в. были открыты и исследованы на Булгарском, Билярском, Елабужском, Суварском, Хулашском, Красносюндюковском городищах и на Муромском городке.Наиболее полно были исследованы остатки монументальных зданий городов Биляра и Сувара. За последние десятилетия выявлены и исследованы остатки кирпично-каменных идеревянных построек различного характера, которые свидетельствуют, что к Х в. в регионе сложилась достаточно развитая строительная культура.

Крепостные сооружения. Наиболее ранние этапы городского строительства нашли отражение в оборонительных сооружениях . Простейшим из них был тын из вертикально вбитых в землю вплотную друг к другу бревен с заостренным верхом. Более надежным был другой тип. Бревна укладывались друг на друга горизонтально и заостренными концами вставлялись в пазы мощных, вертикально вбитых в землю столбов. Города укрепляли также двумя параллельными бревенчатыми стенами, поставленными на расстоянии 2-х м друг от друга. Промежуток между стенами засыпался утрамбованной глиной с камнями. Наиболее мощным типом оборонительных сооружений региона были городни – срубные клети, установленные поверх валов (часто укрепленных в толще такими же клетями) и заполненные глиной, камнями и землей. Поверх городен шел боевой ход под двускатной крышей. На расстоянии двух пролетов стрелы, выпущенной из лука, стены прорезали башни. Они были угловые, простеночные глухие или проездные, прямоугольные или восьмигранные в плане. В 1930-е гг. в Суварском городище были выявлены именно такие конструкции оборонительного пояса древнего г. Сувара. Проездные башни имели шатровое завершение и ворота. С освоением техники белокаменного строительства, помимо деревянных стен и башен, в регионе стали возводить и каменные оборонительные сооружения. Сохранилась одна из каменных башен крепости – рибата ХI-ХII вв. на Елабужском (Чертовом) городище вблизи г. Елабуги. Выявлены археологические остатки каменной стены и проездной башни булгарской крепости, располагавшейся на северной окраине Булгарского государства и на месте которой получил развитие город Казань. Как правило, каменные сооружения возводились из грубо отесанного известняка в виде блоков различных размеров, соединенных в кладке глиняным или известковым раствором. Эти виды оборонительных сооружений сложились в регионе и имели глубокие традиции. Они продолжали использоваться и развиваться на протяжении всего времени существования Волжско-Камской Булгарии.

Укрепления Болгарского городища домонгольского периода до нас не дошли, но в результате  археологических раскопок 1967–1980 гг. были выявлены их следы, в виде двух линий рвов глубиной 2,6–2,9 и шириной 4–7 м. Они начинались у северного края волжской террасы примерно в 450–460 м к западу от устья Иерусалимского оврага и немного восточнее Успенской церкви, далее тянулись по направлению юг–юго-восток и упирались в глубокие отроги оврага, расходясь при этом на расстояние около 40 м. Предполагаемая длина рвов составляла около 200– 220 м. На восточном склоне западного рва были обнаружены небольшие столбовые ямы диаметром и глубиной 10–15 см, расположенные в несколько рядов по направлению рва, которые исследователи склонны рассматривать как следы кольев, поддерживавших конструкции для укрепления склона рва от осыпания. По обеим сторонам восточного рва выявлены следы деревянной стены в виде столбов, стоявших на расстоянии всего 1,8–2 м друг от друга. Использование естественно укрепленных мысов с созданием дополнительной обороны с напольной стороны свойственно многим булгарским и древнерусским городам X–XIII вв. Однако необычными являются стены (причем по обеим сторонам рва), которые «могут быть реконструированы как бревенчатые, забранные в крупные, глубоко врытые в землю столбы» на очень близком расстоянии друг от друга. Эти укрепления, возникшие не позднее Х в., функционировали до монгольского нашествия 1236 г.

Первоначально Болгарское городище, охватывающее площадь 9 га в пределах укреплений, имело мысовой характер, как и многие другие городища домонгольской Булгарии. Его можно отнести к числу городищ-крепостей. По мнению Т.А.Хлебниковой, ранний Булгар по ряду характерных особенностей «близко стоит к каменным замкам II типа салтово-маяцких городищ»; в период возникновения он «имел вид замка, владетель которого стремился сделать его неприступным оплотом своей власти в округе». За пределами укрепленной части городища, которую исследователи называют «цитаделью», располагался неукрепленный посад.

В предмонгольское время начинается сооружение новой, дополнительной системы укреплений, археологически выявленной в виде рва и суглинистого основания земляного вала. Эти укрепления начинались у края верхней волжской террасы примерно в 200 м к западу от вышеописанных древнейших рвов, далее шли на юг, полукругом огибали юго-восточную часть территории посада, продолжались в северо-западном направлении и упирались в крутые склоны Большого Иерусалимского оврага. Предполагаемая длина укреплений – менее 1000 м.

План Болгарского городища X–XIV вв. а – распространение слоев X – начала XI в.; б – рвы; в – дороги.
Валы Билярского городища.
Валы Юловского городища.
Пластина из Шиловского кургана с изображением обороны крепости. Датируется 7-8 вв.
Муромский городок. Фрагмент фундамента кирпичной кладки. Раскопки В.В.Гольмстен. 1928 г.
Оборонительные укрепления Сувара. Реконструкция А.П.Смирнова.

Таким образом, в конце домонгольского периода Болгарское городище имело двойную систему укреплений: рвы и деревянные стены «цитадели», сооруженные еще в Х в. и охватывающие часть посадской территории, и внешнюю линию обороны в виде земляного вала и рва. Площадь укрепленной части городища предмонгольского времени исследователи определяют в пределах 24– 25 га; включая территорию редко заселенного посада, она составляла, вероятно, около 35–40 га.

Территория Билярского городища занимала равниннаю поверхность с легким уклоном с северовостока на юго-запад и была окружена концентрически вписанными земляными валами и рвами, которые делят его на внутренний и внешний город. Внутренний город обнесен двумя линиями валов и рвов. Протяженность основной линии валов по данным аэрофотосъемок 1973 г. составляет 4800 м, дополнительной, недостроенной в некоторых участках линии – 5400 м. Обитаемая площадь вне укреплений достигает 116 га, с укреплениями – 130,6 га. Внешний город окружен тремя линиями укреплений. Внутренняя (основная) линия валов имеет общую протяженность около 9125 м. Длина средней, местами недостроенной линии валов достигает 9375–9400 м, а наружной, отстоящей на 80–100 м от первых двух, – 10200 м.

Здания культувой архитектуры. С появлением городов в регионе началось возведение общественных зданий: соборных и приходских мечетей, минаретов, бань и др. Первая соборная мечеть региона, построенная в г. Биляре в 922 г. по образцу арабских многоколонных мечетей, тоже была деревянной. Михрабом и продольной осью здание мечети ориентировано по азимуту 25-115 градусов в сторону Мекки. Мечеть имела габариты 44,4-48 х 30-32 м. По продольной оси колонного зала со смещением к михрабу здание имело бассейн или колодец, размещенный в пространстве 4-х ячеек, в которых нет центральной колонны. Возможно, над этим местом был устроен световой фонарь в крыше. В середине Х в. к деревянной мечети была пристроена каменная многоколонная мечеть 40,5-41,7 х 26,2 м с отдельно стоящим в 1,5 м от ее северо-западной стены или примыкавшим к ней через переход минаретом. Внутри каменного здания были установлены24 колонны с квадратным основанием по 4 в 6 рядах. Центральный неф здания был шириной около 4 м, боковые нефы – 3,2-3,5 м. Восточный фасад каменной мечети имел 6 пилонов. Фундамент западной стены каменного здания был устроен на месте фундамента восточной стены деревянного здания мечети. С этого времени они стали, по сути, единым зданием с двумя смежными залами. После строительства каменной части мечети деревянная часть была реконструирована с увеличением пролетов между деревянными опорами. Исследователи предполагают наличие в Билярской соборной мечети тамбуров и утепленных скатных крыш.

Важно, что впервые в Волго-Камье было построено монументальное каменное мусульманское культовое сооружение с высоким башнеобразным минаретом. По описаниям очевидцев, он имел кубовидное основание и сужающийся кверху цилиндрический ствол. На строительстве этой мечети булгарские мастера освоили строительные приемы возведения кирпично-каменных сооружений. Они использовали белый камень-известняк для стен и обожженный кирпич в конструктивно важных местах: арках и сводах. Каменная мечеть – самое раннее в регионе каменное сооружение, достоверно известное по материалам археологических раскопок. Если в деревянной мечети использовалась архитектурно пространственная структура восточной многоколонной мечети, воплощенная в местных деревянных конструкциях, то во втором здании, очевидно, были использованы формы и конструктивные приемы ближневосточных и среднеазиатских каменных сооружений. О возможности использования в качестве аналогов Билярской соборной мечети объектов из среднеазиатской монументальной архитектуры того времени можно предположить по тому факту, что в Булгарии был распространен ислам среднеазиатского толка и со времени официального принятия ислама поддерживались тесные религиозные и торговые связи со странами Средней Азии.

Судить о внешнем облике мечети мы можем только предположительно. Историки архитектуры представляют свои реконструкции облика Билярской соборной мечети. В крупном городе могло быть несколько соборных мечетей. Остатки главной мечети города на рыночной площади Билярского городища, упоминавшейся арабскими путешественниками, наблюдал в ХIХ в. В.А. Казаринов. Он видел остатки цилиндрических колонн обхватом в 2 аршина (более 140 см). То есть в столице Булгарии, помимо рассмотренной выше соборной мечети, находившейся в цитадели – административном центре, было еще монументальное здание главной соборной мечети города на центральном рынке. Когда была построена эта мечеть и какая она была, точно не установлено, так как археологические раскопки на ее месте не производились. Несмотря на то, что археологами были выявлены остатки только соборной дворцовой мечети, несомненно, существовали мечети приходского типа. Мечети строились на рынках, на кладбищах (поминальные), в караван-сараях, вжилых кварталах и поселениях. Их могли возводить из дерева, камня или кирпича. Однако до настоящего времени приходские мечети пока не выявлены, потому что огромные территории булгарских городов раскопаны лишь частично.

Биляр. Сохранившийся фундамент каменной мечети.
Биляр. Реконструкция мечети С.С. Айдарова.
Биляр. Фундамент «дома феодала».

Наиболее полное представление об исламской архитектуре Волжской Булгарии дают сооружения г. Булгар. К сожалению, наиболее ранние здания городской застройки до нашего времени не сохранились. Большинство архитектурных объектов относятся к золотоордынскому времени.

Центральным архитектурным объектом г. Булгар является Соборная мечеть с большим минаретом. Её строительство было начато вскоре после монгольского завоевания и закончено, судя по археологическим данным, к 60-м годам XIII в. Мечеть была одним из главных сооружений города и должна была показывать мощь государства, величие ислама, поражать иноземцев своими размерами и красотой.

Это было прямоугольное здание (32x34) с ипостильным (многоколонным) молельным залом то типу билярской мечети . В южной стене ее находился обращенный в сторону Мекки михраб (алтарная ниша) с богатой резной пластикой оформления. Внутренние опоры молельного зала первоначально имели, как показывают последние археологические исследования, квадратную в сечении форму и располагались по четыре столба в пять рядов, образуя как бы вытянутые коридоры — нефы. В последующих переделках мечети они были заменены восьмигранными колоннами, расположенными по сетке — шесть рядов по шесть опор. Первоначально по рядам колонн были, видимо, устроены аркады стрельчатого очертания по типу их в архитектуре стран Ближнего Востока.        Считается, что  средний неф Джами мечети возвышался, очевидно, над остальными и освещался через окна на продольных стенах над крышей боковых нефов, как, например, в базиликовой мечети (золотоордынский период) на нижнем Днепре и базиликовых постройках городов Приазовья. Возможно, что после реконструкции сооружения осветительный фонарь над средним нефом исчез, как, видимо, и стрельчатые арки над колоннами. Последние могли замениться обычными балками, переброшенными иоверх колонн по типу билярской Соборной мечети домонгольского  периода. В результате мечеть становится меньшей высоты и более приземистой.         Со стороны главного (северного) фасада к зданию примыкал небольшой эйван— сводчатый коридор-портал перед входом в помещение . Такие эйваны широко известны в архитектуре Закавказья, Крыма, сельджукской Малой Азии. От эйванного портала до нас дошло несколько архитектурных деталей с богатой резной орнаментацией. Это — блоки обрамления арочного или стрельчатого проема, розетки, размещавшейся в верхней части портала по углам тимпана, небольшая плита с арабскими изречениями из корана. Слева от портала возвышался высокий минарет, называемый в литературе Большим. В результате позднейших переделок в углах здания появились четыре мощные башни крепостного типа, по фасадам — оконные и дверные проемы, ниши. Архитектурный декор Соборной мечети, судя по отдельным остаткам деталей, находит выражение в обрамлении оконных и дверных проемов, портальной арки, михрабной ниши. 

Реконструкция внешнего вида Соборной мечети, Северного и Восточного мавзолеев.
Булгар. Реконструкция соборной мечети.
Руины Соборной мечети по состоянию на середину 1950-х гг.

В конце XIII начале XIV века почти разрушенная Соборная мечеть была восстановлена. Кладка новых стен производится на более прочном растворе с добавлением каменной крошки. Внутри настилается новый пол. В западной и восточной стенах пробиты центральные и симметричные им оконные проемы. Старые четырехгранные столбы заменяются на 36 восьмигранных колонн. Сами колонны не сохранились, но одну из них удалось собрать из оставшихся блоков, обнаруженных внутри храма. Общая высота 2,5 м. 

Свой последний облик с угловыми крепостными башнями получила после разрушения Булгара войсками Булак-Тимура в 1361г. До наших дней от мечети сохранились только основания башен, часть кладки стен и фундамент большого минарета. Больше половины того, что сейчас можно увидеть на ее руинах - результат реставрации и реконструкции. Не сохранился до наших дней и главный символ Булгара - Большой минарет. Деревянный пол был заменен полом из забутовки, залитым известковым раствором. Ко всем четырем стенам здания были пристроены многогранные крепостные башни.

Причину появления их следует связывать с оборонительными функциями главного храма, служившего убежищем на случай осаждения города неприятелем. Согласно традициям восточно-мусульманской средневековой архитектуры крепостные башни имелись не только в крупных соборных мечетях, но и в караван-сараях, дворцах и т.д. К этому времени относится пристройка, ко всем трем входам внутренних тамбуров, заделка декоративных ниш на боковых фасадах, ликвидация вокруг здания деревянных построек и кладбища, на случай оборонного и противопожарного резерва с деревянной частью города. Построенная из белого известняка на возвышенности Соборная мечеть доминировала над окружающими постройками. С ее башен открывался чудный вид на побережье, оно просматривалось на десятки километров. Своим видом она привлекала восхищенные взоры чужеземцев, плывущих на судах по Волге. Укрепленный храм с 24 метровым минаретом служил главной мечетью.

По материалам кладки, техническим приемам мечеть аналогична постройкам Закавказья, Крыма, Малой Азии. В то же время в архитектуре Соборной мечети нашли отражение мотивы, присущие Средней Азии, а также мотивы природно-климатических и строительных условий.Поэтому архитектура Соборной мечети и других памятников Болгарского городища составляет своеобразную ветвь восточного зодчества, сложившуюся в условиях севера. 

Памятник неоднократно исследовался учеными. Последние раскопки, проводились А.П. Смирновым в связи с реставрацией памятника в 1964-1965 гг. В 1964-1967гг. руины Соборной мечети были подвергнуты консервации и фрагментарной реставрации в пределах сохранившейся высоты. Памятник был очищен от более поздних напластований на глубину 1,5-2 м до уровня первоначальной древней поверхности. Стена здания немного надстроена реставрационной кладкой. Поверхность стен обработана специальным раствором. С северо-востока угловая башня была оставлена в обнаруженном виде для музейного показа, над ней устроен железобетонный навес, для защиты от атмосферных осадков. Формы и размеры навеса подчинены общему силуэту руин и композиционно уравновешивают высоту этой башни с тремя другими.Обкладка башен производилась из искусственных блоков. Реставрационная и древняя кладки несколько отличаются друг от друга, а швы между ними выполнены полосой розового цвета раствора. В двух местах с внутренней стороны установлены смотровые ниши, над ними нависают железобетонные защитные козырьки, служащие водоотводами. Верхний слой пола укреплен заливкой серым цементным раствором, сверху насыпана выравнивающая подсыпка щебнем. Среди блоков, найденных в культурном слое интересным, является основание юго-западного окна. Рядом с древними, потерявшими четкость, резьбы камнями были установлены искусственные, восстановленным рисунком.

Большой минарет. К северной стене Соборной мечети примыкает выступ - это фундамент Большого минарета, изображение которого сохранилось на старых рисунках, и чертежах. Ценное описание памятника сделал П.С. Паллас в 1769 г.: «Знатнейшая из оных башен или мизгирь сделана из отесанных камней несколько выше 12 сажен. На оную входят по крутой лестнице с 72 ступенями, из коих каждая в парижский Фут вышиной. Сию лестницу починили и башню покрыли деревянной крышей». Большой минарет представлял собой 2 4-х метровый столб, состоящий из верхнего малого и нижнего большого цилиндров. Нижний цилиндр через восьмигранный ярус переходит в квадратное основание размером 5х5м. Внутри вела винтовая лестница, которая освещалась 6-ю небольшими окнами. На средней высоте его была арабская надпись-изречение из Корана.

По указу Петра I Большой минарет был отремонтирован, однако до наших дней не сохранился (был разрушен в 1841 г.). Незадолго до падения его наблюдал английский ученый Э. Турнерелли. В конце XX века он был снова восстановлен по многочисленным чертежам и рисункам. В начале XXI века мечеть находится в полуразрушенном состоянии.

Руины мечети в период археологических исследований 1964-1965 гг.
Вид мечети после завершения консервации и частичной реставрации конца 1960-х — начала 1970-х гг.
Вид мечети после завершения консервации и частичной реставрации конца 1960-х — начала 1970-х г.
Рисунки Большого и Малого минаретов. Сняты с натуры в 1827 г. архитектором А. Шмитом». 1832 г.
Булгар. Соборная мечеть. Вид сверху.
Фотография Соборной мечети. 2001г.

Мавзолеи. На территории г. Булгара сохранились остатки трех каменных мавзолеев — дюрбе. Это так называемые Большое и Малое дюрбе и Ханская усыпальница. Небольшие по размерам, несколько приземистые по объему (характерная черта булгарских архитектурных памятников), эти здания выделяются монументальной простотой и покоряют ясным, целостным выражением в них архитектурной идеи. В объемно-пространственном решении — это центрично-купольные или центрично-шатровые сооружения. С южной стороны к ним когда-то примыкали невысокие выносные преддверия-эйваны со сводчатым перекрытием, с неглубокими порталами. К сожалению, время не оставило ничего, что могло бы характеризовать архитектурно-декоративные особенности вышеназванных булгарских памятников, за исключением Ханской усыпальницы, внутренние стены которой когда-то были облицованы полихромными изразцами. Такими же изразцами были покрыты и гробницы булгарских ханов и их родственников, находившиеся внутри памятника. Мавзолей выделялся целостным решением объема — куб с размерами в плане 8,7X8,7 м, перекрытый куполом. Во внутренних углах здания четверик переходил в восьмерик (через тромпы), затем в круг основания полусферического купола, возможно, образованного восемью сомкнутыми плоскостями по типу азербайджанских мавзолеев.           Вокруг Ханской усыпальницы, как показывают археологические исследования, группировалась целая серия других мавзолеев-дюрбе, входивших в комплекс когда-то целостного ансабля. Одни из них были, видимо, более близки объемно-пространственной композиции ханского мавзолея, другие, судя по остаткам фундаментов и находке резного блока обрамления, имели высокие резные порталы. Все мавзолеи были расположены на территории кладбища недалеко от Малого минарета и поминальной мечети. 

К востоку от Соборной мечети находится Восточный мавзолей. Это — Большое дюрбе, в начале XVIII в. перестроенное под Никольскую церковь. Памятник относился к типу шатровых мавзолеев с выносным эйваном со стороны южной стены. В основании его — куб, переходящий с наружной стороны через «мамлюкские срезы» — скосы в углах и пирамидальные тромпы с внутренней стороны объема в восьмигранный второй ярус. Внутри высокое помещение мавзолея завершалось полусферическим куполом, снаружи — восьмигранным шатром. По центру трех сторон стен основания размещались небольшие вытянутые оконные проемы со  стрельчатым завершением. По центрам стен второго восьмигранного яруса располагались неглубокие тройные ниши, из которых две имели прямоугольное очертание, третья вытянутая ниша заканчивалась стрельчатой формой с заплечиками. По объемно-пространственному решению, строительно-конструктивным особенностям, стилю памятник связывается с остальными мавзолеями г. Булгара и обнаруживает родство с дюрбе Азербайджана и Крыма

Здание неоднократно перестраивалось, подвергалось реставрации, ремонту.

В начале XVIII века в связи с существованием православного монастыря было перестроено и использовалось в качестве церкви. Были проведены следующие работы: входной проем в южной стене переделан в оконный, западное окно, расширено в прямоугольный проем двери. У восточной стены возведены два контрфорса, расширены окна, с восточной стороны прорублено дополнительное окно. Помещение изнутри оштукатурено, сложена печь в северо-западном углу, устроено каменно-кирпичное основание иконостаса, связавшего северную и южную стены, настелен пол.

Восточный мавзолей.
Фото Никольской церкви (перестроенного мавзолея) после урагна 1965 г.
Булгар. Общий вид архитектурного комплекса.

Напротив главного входа северного Фасада Сборной мечети в 30-е годы XIV века был сооружен Северный мавзолей, известный в литературе под названием «Монастырский погреб», поскольку использовался успенского монастыря для хранения продуктов.

Строительство мавзолеев над погребениями знатных людей было широко распространено в мусульманском мире, в том числе и в Болгаре.

От первоначального облика мавзолея сохранились фундамент, внутренняя забутовка стен и частично внутренняя облицовка, со следами купольного покрытия. Двери и оконные проемы мавзолея стрельчато-арочной формы.В углах стен вмазаны керамические сосуды-голосники. Вход расположен с южной стороны. Перед ним сохранилось основание 6ольшого коридора. Площадь от главного входа Соборной мечети до мавзолея была вымощена камнем.

В 1968-69 гг. памятник был реставрирован. После консервации стен и реставрации оконных проемов был восстановлен верхний полусферический купол.

Во второй половине XIV века на территории кладбища в Булгаре была построена мечеть с Малым минаретом. Жилые кварталы в районе Малого минарета и юго-восточнее его исчезают. Возможно, это было последствием похода 1361г. золотоордынского хана Булак-Тимура. 3десь возникает клад6ище знати, от которого сохранилось несколько усыпальниц и холмов, скрывающих руины каменных построек. На одном из таких холмов и был заложен раскоп. Оказалось, что он скрывал руины небольшого мавзолея, от которого сохранился фундамент.  С южной стороны к минарету рядом с кладбищем примыкало прямоугольное в плане здание поминальной мечети. Минарет представляет собой массивный 11-12 метровый столб. Нижнее кубовидное основание которого при помощи плоских треугольных скосов плавно переходит в 8-мигранный, промежуточный ярус восьмигранник, украшенный шестилепестковыми пальметками, соединяется с круглым основанием высокого цилиндрического ствола. На большой ствол поставлен второй - меньше диаметром. Вокруг которого располагается обходная галерея. Стены изнутри и снаружи облицованы тщательно отесанными туфовыми известковыми блоками и частично оштукатурены. На верхнюю площадку ведет винтовая лестница в 40 ступеней. Вход расположен с северной стороны. Он имеет полуциркульный верх, обрамленный жгутом и полосой растительного орнамента. С западной стороны на уровне входа находится ниша, увенчанная стрельчатой аркой, украшенной сверху двумя богато орнаментированными плитами. Вполне-возможно, что ниша служила местом для сбора приношений. Минарет имеет несколько окон, расположенных на разной высоте. Тяжеловесность пропорций и трактовка Форм роднят минарет с крепостными башнями. Вероятно, они несли и такую Функцию и этим самым приближаются к типу ранних азербайджанских минаретов. А шатровое завершение близко к крымским и малоазиатским минаретам. Малый минарет занимает особое место среди близких ему памятников восточной архитектуры (Азербайджана, Переднего Востока), выделяясь своеобразиями, исходящими из местной архитектурной школы, традиций домонгольского времени. В этих своеобразиях проявляется стиль булгарской архитектуры — простота и конструктивность объемно-пространственных решений, умеренность и лаконичность декоративного убранства, слабая выраженность признаков так называемых сельджукизмов.

Резной декор из мотивов плетенок в форме сердечек, пальметток и полупальметток, образующих подобие гирихов, жгутов, веревочек с дисками, розеток с цветочного характера мотивами, образующими узор в форме восьмиконечной звезды (в тимпане), украшает западную нишу и арочный проем с северной стороны минарета, верхняя часть которых над орнаментальным обрамлением была когда-то украшена резной эпиграфикой . Декоративно, в виде шестилепестковых пальметток, решены конструктивные скосы при переходе от промежуточного восьмигранного яруса к круглому основанию цилиндрического ствола минарета.

Плоская резьба в архитектурной декорировке минарета, как и Джами мечети, не лишает стену весомости и не приводит к потере монументальности архитектурного облика сооружения. Более глубокий рельеф, крупный масштаб мотивов, их массивность, в которых выявляется своеобразная «рукотворность» техники исполнения (неповторимость мотивов па характеру резьбы, упругость контурных линий, различная глубина врезки), составляют своеобразие резной орнаментации, которая обогащает основные конструктивные формы здания, выявляет их композиционную роль в архитектурном замысле здания.

Кладбище у Малого минарета по преданиям называется «Xанским». Над отдельными могилами долгое время сохранялись каменные надгробия. Могилы тянулись рядами с севера на юг - Большинство погребений совершено в ящиках, над которыми выложены небольшие склепы из камня.  Во второй половине XIV в. здесь был построен, минарет, который в отличие от Большого у Соборной мечети был назван Малым, поставленный согласно преданиям на месте захоронения «святых булгар». Минарет является составной частью множества окружающих усыпальниц, кладбища, поминальных мечетей.

К северу от малого минарета, на территории бывшего кладбища сохранились руины четырех усыпальниц XIV века. Средняя из них носит название «Ханская усыпальница», от которой сохранились северная и западная стены. По ним можно реконструировать постройку. Мавзолей - квадратный в плане 7х6,6 м. Вход был украшен арочным порталом.

Рядом была выявлена еще одна семейная усыпальница булгарской знати. Внутри здания найдены 7 погребений. Захоронения принадлежали взрослым и детям. Вещей и драгоценностей при покойниках не было, как того и требовал мусульманский обряд. Здание было построено во второй половине XIV века, о чем свидетельствуют находки на дневном уровне постройки. Первоначально сооружение служило мечетью, а позднее стало усыпальницей.

Северный мавзолей. Фото 1894г.
Северный мавзолей. Фото 2001 г.
Внутренний вид Северного мавзолея.
Картина Алексей Саврасов. изображением Малого минарета и руин Ханской усыпальницы. 1872г.
Состояние фото Малого минарета и ханской усыпальницы.
Ханская усыпальницы до реставрации. 1970-е гг.
А — реконструкция вида Ханской усыпальницы после 1361г. Б — реконструкция вида Ханской усыпальницы до 1361г. В - Ханская усыпальница после реставрации в начале 1970-х гг.
Ханская усыпальница после консервации и частичной реставрации в начале 1970-х гг.
Ханская усыпальница. Фото 2001 г.

К объектам гражданской архитектуре в Булгаре относится Черная палата. в XIX веке в этом здании была устроена коптильня, потому и снаружи, и внутри здание окрасилось в черный цвет, из-за чего, видимо, и получила такое наименование.

Черная палата в плане имеет четырехугольное кубическое основание, переходящее в восьмиугольник, далее полусферический купол. Верхняя часть выстроена из легкого туфа, нижняя из известняка. Кубическая часть разделена на три яруса: первый ярус имеет вход с северной стороны, нижний ярус отделен от верхнего полом, для настила которого имеется выступ. В помещение второго яруса вели двери с востока, севера и запада. С южной стороны выла ниша. Вход и ниша увенчаны стрельчатыми арками, на внутренней поверхности стен сохранились следы штукатурки и декоративной отделки в виде розеток, полуколонок, ячеек. В оформлении помещения существовал резкий контраст. Высокому светлому куполообразному залу с некогда 6огатым лепным декором, были противопоставлены мрачные, без окон помещения первого этажа. Назначение и использование этого здания спорное. Часть ученых считает, что это здание является судилищем, увязывая с местным преданием: первый этаж здания пригоден, скорее всего, для временного заключения осужденных.

Другие считают здание мечетью или медресе, третьи высказывают предположение, что скорее всего, Черная палата была ханакой с кельями для странствующих дервишей. Ханака в странах востока появляется в раннем средневековье. Они служили местом сбора и призрения странствующих дервишей. В планировочном отношении ханаки состояли из основного помещения - просторного, зала длямоления, вокруг которого располагались жилые клетушки для проживания паломников. Как правило, в зал для моления ведут четыре входа, символизирующие четыре толка ислама (Евпаторская ханака).

Сохранившийся до наших дней объем здания «Черной палаты» когда-то был окружен по периметру небольшими одноэтажными помещениями — худжрами (для пребывания дервишей) — и разделялся балочным перекрытием на два этажа с центральным молельным залом на втором этаже и довольно низким помещением на первом этаже. С внутренней стороны высокий купольный зал второго этажа разделен на 3 яруса с дверными проемами по сторонам света и глубокими нишами по сторонам дверных проемов на первом ярусе, стрельчатыми нишами и оконными проемами на втором и третьем ярусах. До нас дошли остатки оконных стекол круглых в плане (диаметра 20 см), с загнутыми краями и коническим выступом в центре. Такие стекла заполняли гипсовую оконную плиту. В верхней части первый ярус, в местах перехода от четверика основания к восьмерику второго яруса, имеет полусферические тромпы с остатками некогда существовавших сталактитов. В углах восьмигранного пояса над третьим ярусом расположены конструктивные сталактиты при переходе к круглому основанию купола. Очевидно, над куполом возвышался восьмигранный в основании шатер, ныне отсутствующий. Возможно, что пристрой вокруг основной залы представлял собою крытую галерею с четырьмя входными проемами.           Внутренние стены памятника когда-то были оштукатурены в белый цвет. В архитектурно-декоративном решении интерьеров центрального зала зодчий добился исключительной пластичности и великолепного светотеневого эффекта. Членение интерьера сооружения вертикальными и горизонтальными профилированными тягами, выделение плоскостей ярусов неглубокими, хорошо вписанными нишами со стрельчатым завершением, лаконичная, но выразительная декорация тимпанов ниш рельефными шестиугольными и круглыми фестончатыми розетками, трехчетвертные декоративные колонки в углах расчлененных плоскостей третьего яруса — все это оставляет впечатление о продуманной системе архитектурно-декоративного решения интерьеров памятника, строгости и лаконичности декора. Интерьер «Черной палаты» как в целом, так и в отдельных архитектурных деталях, в частности, в тюльпанообразных завершениях капителей колонок  в решении полусферических (а не малоазиатских-пирамидальных) тромпов, в характере трактовки сталактитов, в крупномасштабных мотивах шестиконечных звезд, фестончатых розетках обнаруживает стилевую близость к некоторым среднеазиатским и хорасанским памятникам домонгольского периода, что отмечалось и некоторыми исследователями. Однако объемно-пространственное решение «Черной палаты» обнаруживает в стилевом отношении связь с кругом памятников сельджукской Малой Азии, Крыма, Закавказья. Но и здесь проявляется лишь сходство. В отличие от памятников этих стран, насыщенных в архитектурном и декоративном отношениях явлениями так называемого сельджукизма, архитектурный образ «Черный палаты» выделяется особой строгостью, торжественной простотой, величием и монументальностью. 

Черная палата имела пристройки и обходную галерею с лестницами, по которым можно было подниматься на второй этаж. Раскопками последних лет установлено, что Черная палата является одним из помещений целого архитектурного комплекса. Вокруг археологи нашли фундаменты семи зданий.

Благодаря сохранности Черной палаты здесь в 70-е годы XIX века общество Археологии, истории и этнографии при Казанском, университете устроило музей древностей. Сюда были собраны намогильные плиты, водоемы, крупные архитектурные детали и др. В 1884-1926 гг., Черная палата была реставрирована красным кирпичом. В 1956г. был реставрирован купол здания. В 1976г. начата реставрация памятника, затем 6ыла продолжена реставрация стен. Были вскрыты от поздних заделок проемы. В 1987 г. реставрация памятника закончена.

Общественные здания в городах Булгарии представлены преимущественно банями-хаммам. Первые каменные бани-хаммам восточного типа построили во второй трети Х в. в городах Биляре и Суваре. Это были кирпично-каменные одноэтажные постройки с подпольным отоплением.  Средние габариты зданий 7х4, 10х11,5, 11х12,5 м. В булгарских городах были распространены несколько вариантов бань.  В первом варианте квадратное или прямоугольное в плане здание разделялось перпендикулярными внутренними стенами  на четыре помещения,  в которых постепенно повышалась температура воздуха.  С одного торца здания располагалось входное помещение,  с другого  – массивные печи,  которые отапливались с наружной стороны и нагревали воду в больших каменных цистернах. Снаружи здания пространство перед топкой печи выгораживалось дощатой стеной и,  вероятно, навесом.   Горячий воздух от топки печи проходил по подпольным каналам, обогревая помещения бани, и по вертикальным дымоходам, проложенным в толще стен, удалялся наружу. При упрощенном варианте бани помещения располагались вдоль продольной оси здания. 

Стены внутренних помещений бань неоднократно штукатурились .В некоторых зданиях были оштукатурены наружные и внутренние стены,  на кусках штукатурки наблюдались следы полихромной росписи. Полы покрывались известковым водонепроницаемым раствором. Использованная вода по углублениям или с помощью небольших уклонов    в полах мыльных помещений отводилась в дренажные канавы. Здания с аналогичным планом характерны для бань-хаммамв городах Средней Азии.  Они перекрывались сводами и куполами, опиравшимися на мощные внутренние и наружные стены толщиной более 1 м. Формы покрытия зданий бань в булгарских городах мы можем только предполагать. Вероятно, перекрытие помещений было сводчатым,  поверх которого могло быть устроено многоскатное деревянное покрытие для предохранения сводов от атмосферных осадков. Монументальные здания бань неоднократно реконструировались, подновлялись в соответствии с требованиями времени и продолжали существовать на протяжении длительного времени.  По образцу и подобию уже существовавших в городе зданий строились новые бани. Поэтому большинство остатков каменно-кирпичных зданий г. Биляра относятся к этому типу зданий.  Несомненно, это было влиянием стран восточно-мусульманского мира,  где бани подобного типа были широко распространены.  Это также означало внедрение и распространение в Булгарии мусульманского образа жизни по шариату.

Тип бани-хаммам оказался самым распространенным в архитектуре Булгарии. Руины кирпично-каменных бань с подпольным отоплением были выявлены также в других булгарских городищах– археологических остатках городов Булгарии: Красносюндюковском I, Хулаш, Большая Тояба, Муромском городке.

В г. Булгар сохранились руины бани XIV в., получившей названии - Белой палаты.

Баня состояла из раздевальни, комнаты с холодной ванной или бассейном, теплой комнаты для мытья и хозяйственных помещений. Нередко бани разделялись на 2 половины - мужскую и женскую. Рядом с помещением общего пользования бани имелись и отдельные номера с ваннами и фонтанами. Иногда зал при банях служил местом отдыха, бесед, собраний и даже выступлений ораторов, актеров, певцов, а нередко бани были местом общественных и политических собраний, где как в своеобразных клубах создавалось общественное мнение и настроение и давалось общественно-политическое воспитание. Для женщин бани были единственным местом, где они могли встречаться, без помех проводить время. Они часто снимали бани на целый день, устраивали небольшие пирушки, пели, танцевали, проводили время в разговорах. Сохранился рисунок XVIII в., сделанный П.С. Палласом. Тогда еще высились стены, купольное перекрытие было относительно хорошей сохранности. Позднее, в первой половине XIX в.- Белую палату рисовал Дюранд, братья Чернецовы. Известен этюд Белой палаты И.И. Шишкина, который можно видеть в выставочном зале Болгарского заповедника.

Существование общественных и частных бань, а также их инженерное решение свидетельствует о развитой гигиенической культуре жителей Булгара. Но, как уже упоминалось, бани использовались не только для мытья. Они были своеобразными клубами общения - здесь отдыхали, общались, обменивались новостями, занимались игрой в шахматы.

Остатки одного из банных булгарских комплексов Г-образной формы находятся сегодня ближе к волжскому берегу, значительно ниже городского центра. Красная палата, получившая такое название по цвету окраски внутренних помещений, была сооружена также в 14 столетии. Археологи определили, как была устроена здесь отопительная и водопроводная системы, обнаружили устройства канализационной системы и водоемы бассейнов, которые дают полное представление о достаточно высоком развитии инженерии и строительного дела, а древнем Булгаре. Есть на территории городища и руины других банных комплексов.

Красная палата расположена у подножия левого берега Волги, ниже комплекса Соборной мечети. Построена в XIV в. Сохранились фyндaмeнты и ocнoвaниe cтeн нa выcoтy 1,5 - 2 м, система подпольного отопления, водопровода и канализации, каменные чаши водоемов и другие детали. В плане здание имеет Г-образную форму. Красная палата - остатки древней бани, условно так названной по красному цвету покраски внутренних стен. Красная палата археологически исследована в 1938-1940 гг., после чего была засыпана.

Вид на Черную палату от Ханской усыпальницы. Картина Алексея Саврасова. 1872г.
Черная палата. Фото 1894 г.
Работы по реставрацию Черной палаты.
Архитектурные чертежи Белой палаты А. Шмита. 1832 г.
Основание стен Белой палаты. Фото 2001 г.
Основание стен Красной палаты. Фото 2001 г.

Другим наиболее распространенным типом зданий на мусульманском Востоке был караван-сарай. Торговые караваны, приходившие в города Булгарии из Средней Азии, Нижнего Поволжья, стран Ближнего и Среднего Востока, везли различные товары, полихромные поливные изразцы, архитектурные детали из резного стука, мастеров-строителей. Особенно много в городах Булгарии было поливной иранской и среднеазиатской бытовой керамики ХIIначала ХIII вв. Вероятно, караван-сараи в нашем регионе возводились из дерева. Однако в Биляре выявлены остатки каменно-кирпичного здания, которое исследователи долгое время считали караван-сараем, а в последние годы отнесли к типу бани. То, что исследователи принимали это здание то за караван сарай, то за баню-хаммам, говорит о возможном использовании такого сложного по планировке монументального здания в качестве караван-сарая. Вероятно, впереди нас ждут открытия на булгарских городищах кирпичных зданий караван-сараев, часть помещений которых могла использоваться при специальном оснащении и как баня. Принципиальное отличие такого караван-сарая от ближневосточных и среднеазиатских караван-сараев Х-ХIII вв. в том, что в укрепленном дворе нет расположенных по его периметру жилых ячеек (худжр). Восточный тип караван-сарая должен был адаптироваться к региональным условиям. Вместо многих предназначенных для жилья и хранения товаров комнат худжр, ориентированных входами во двор и требовавших отдельного обогрева, в суровых условиях Волго-Камья могло существовать компактное здание с подпольным отоплением. Для вьючных животных могли использоваться деревянные постройки во дворе. Такой тип постоялых дворов существовал в Северном Хорасане. Основная застройка городов и селений формировалась усадебными комплексами, включавшими жилые дома и хозяйственные постройки.

По сведениям арабских путешественников, посетивших Волго-Камье, летом население Булгарии жило в шатрах (юртах) за пределами городов. Следы юртообразного жилища сохранились в пространстве внешнего кольца оборонительных стен г. Биляра. Вначальный период становления городов были распространены каркасно-глинобитные, полуземляночные, а также срубные дома. Каркасно-глинобитные дома в г. Суваре имели каркас из вертикально вбитых в почву столбов диаметром 0,1-0,15 м с горизонтально укрепленными балками перекрытия и для настила деревянного пола. Стены выполнялись из плетня и обмазывались глиной с двух сторон. Глинобитные дома отапливались глинобитными печами 1,5 х 1,5 м, имевшими сводчатое перекрытие. Кроме печей описанного типа, встречались глинобитные печи в виде небольших цилиндров высотой 0,7 м, диаметром 0,7 м, в основании и по верхнему борту которых выкладывались обломки кирпичей. Это своеобразный тип печи-очага. Такие печи отапливали каркасные глинобитно-саманные постройки и были привнесены в регион, как и сам тип этих построек, строителями из районов Средней Азии и Ближнего Востока в период закладки городов. Деревянные наземные дома возводились в срубной технике и имели подполья для хранения продуктов. Такие дома обогревались кирпичными печами прямоугольной формы размерами 1,2-1,5 х 1,5-2,0 м. Опираясь на исследования деревянной архитектуры более поздних периодов и учитывая её консерватизм и конструктивную обусловленность, можно утверждать, что крыши этих зданий могли быть нескольких разновидностей. Наиболее распространенными были односкатные, двускатные с самцовыми фронтонами или опирающиеся на центральный столб конструкции шатровой крыши. Дома могли быть одно-, двухчастными. Одночастный дом состоял только из сруба. Двухчастный дом мог иметь помимо сруба дощатые или глиняно-плетневые сени.

Типология булгарского жилища на основе археологических данных с учетом уровня заглубленности постройки в землю (землянки, полуземлянки, наземные дома), по виду конструкций стен (срубные, столбовые, каркасно-глинобитные) и другим признакам подробно разработана и исследована. На территории Болгарского городища, связываемого с г. Булгаром, монументальные кирпично-каменные постройки домонгольского периода не выявлены, а деревянные жилые и хозяйственные постройки представлены незначительным количеством памятников. В Казани домонгольского периода, помимо каменных и деревянных оборонительных сооружений, были выявлены немногочисленные деревянные жилые и хозяйственные постройки, аналогичные деревянной застройке в других городах Булгарии. Деревянные срубные дома Булгарии были традиционными для Волго-Камья. Всуровых зимних условиях региона саманно-плетневые жилые дома с печами типа тандыров вообще перестали строить. Во дворах жилых и общественных зданий располагались хозяйственные постройки: амбары, клети, колодцыи т.д. Амбарыи клети были устроены в виде бревенчатых срубов 3 х 4 или4 х 4 м, заглубленных в землю. Колодцы в регионе представляли сруб, опущенный в глубокую яму, на дне которой устраивался деревянный ящик с двойными стенами для фильтрации воды. Для системы благоустройства булгарских городов характерно устройство отмостки вокруг зданий бань, мечетей или мощение территории перед их главными фасадами битым или целым кирпичом.

Освоив типологию зданий стран мусульманского Востока, булгарские мастера на ее основе на протяжении трех веков развивали монументальную архитектуру городов региона. Кирпичные здания Биляра и Сувара носили, вероятно, черты досельджукской архитектуры Востока – крупномерный кирпич, широкое использование глиняных, известковых и алебастровых растворов, лаконичное оформление фасадов и интерьеров зданий, практически лишенных декора. Жилая и оборонительная архитектура сохраняли и развивали традиционные черты регионального зодчества. Развитию градостроительной культуры в ВолгоКамье в домонгольский период сопутствовал расцвет монументальной архитектуры, в которой сочетались местные и привнесенные восточно-мусульманские строительные традиции. Волжско-Камская Булгария являлась самым северным ареалом распространения мусульманской типологии зданий и встала в ряд с наиболее урбанизированными государствами Евразии.

Литература

1. Айдаров С.С., Забирова Ф.М. О реконструкции и консервации остатков комплекса мечети. // Новое в археологииПоволжья. – Казань, 1979.

2. Айдарова-Волкова Г.Н. Архитектурная культура СреднегоПоволжья ХVI-ХIХ веков. – Казань, 1997.

3. Губайдуллин А.М. Фортификация городищ Волжской Булгарии. Автореф. дисс.канд. ист. наук. – Уфа, 1996.

4. Казаринов В.А. Описание Билярских и Барановских городищ. // ИОАИЭ, т. III. – Казань, 1884.

5. Нигамаев А.З. Каменная мечеть-крепость на Елабужском городище. // СКВР, 2000. – С. 127-133.

6. Нигамаев А.З., Хузин Ф.Ш. Древняя Алабуга и проблемы ее возникновения // Древняя Алабуга. - Елабуга: Изд-во «Мастер-Лайн», 2000. – С.7-55.

7. Нияз Халит. Мечеть и ее архитектура. – Казань, 1994.

8. Семыкин Ю.А. Исследования бани на I Красносюндюковском городище. // Археологические исследования в Поволжье. – Самара: Изд-во «Самарскийун-т», 1993. – С. 219-230.

9. Ситдиков А.Г. Оборонительные укрепления древней Казани. // CКВР, 2000. – С. 22-40.

10. Халиков А.Х. Археологическое изучение центра Билярского городища. // Новое в археологии Поволжья. – Казань, 1979.

11. Халикова Е.А. IV Билярский некрополь. // Новое в археологии Поволжья, 1979. – С. 114-118.

12. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии Х-начала ХIII вв. – Казань: Изд-воКГУ, 1986. – 160 с.

13. Хузин Ф.Ш. Из истории изучения булгарского жилища домонгольского периода // Из истории культуры и быта татарского народа и его предков.- Казань, 1976. – С. 72-78.

14. Хузин Ф.Ш. Рядовые жилища, хозяйственные ямы цитадели // Новое в археологии Поволжья. – Казань, 1979. – С. 62-99. 23.

15. Хузин Ф.Ш. Булгарский город в Х-ХIII вв. – Казань, 2001.

16. Шарифуллин Р.Ф. Изучение IV Билярского могильника в 1979 году. // Археологические памятники Нижнего Прикамья. – Казань, 1984. – С. 65-82.

17. Шарифуллин Р.Ф. Изучение монументальных построек Биляра. // Проблемы первобытной и средневековой археологии. Тезисы докладов Первых Халиковских чтений. – Казань, 1999. – С.79-80.

18. Шарифуллин Р.Ф. О двух типах наземных жилищ волжских булгар домонгольского времени. // Всероссийская научно-практическая конференция «Гуманистические традиции Запада и Востока в музейном деле России и Татарстана». Материалы секции археологии. – Казань, 1997. – С. 8-11.

19. Шарифуллин Р.Ф. О ранних жилищах волжских булгар (Х-начало ХIII вв.). // Археология Волжской Булгарии: проблемы, поиски, решения. – Казань, 1993. – С. 63-76.

 

Дата создания: 13.11.2022 18:01
Дата обновления: 13.11.2022 19:38