Последствия принятия ислама
Ислам и становление государственности. Наиболее важное значение принятие ислама в качестве официальной религии имело для становление государственности. В VII–IX веках Волжская Булгария была конфедерацией нескольких племен, имеющих разные религиозные воззрения. Объединение Булгарии в единое государство произошло в Х веке во многом благодаря принятию ислама, который выступил фактором консолидации общества. А.Б. Пичугин, рассматривая ислам как фактор формирования государственности Волжской Болгарии, отмечает, что имели место важные перемены в правовых основах государственности, поскольку начался период становления религиозно-правовой системы шариата, регулирующей практически все сферы жизни мусульман. Впоследствии это повлекло за собой расширение политических, экономических и культурных связей с с мусульманским миром Востока. Ислам проникал в духовную культуру общества, изменив тюркские традиции и оттеснив языческие культуры в область суеверий. Утверждение на территории Волжской Булгарии культуры мусульманского типа cформировало основные черты этнополитической булгарской общности.
С утверждением ислама язычество потеряло политическое влияние в регионе, но все же довольно долгое время присутствовало в жизни местного населения. Особенно в сельской местности, где политическая и культурная составляющие все еще были слабо развиты и люди жили по своим традиционным законам. Так например, при раскопках Кожаевского селища XIII-XIV вв., расположенного всего в 40 км от Болгар в захоронениях отличающиеся по своему обряду от мусульманских были обнаружены языческие амулеты. После принятия ислама старые верования поклонников Тенгре, равно как и почитателей Ингра как бы «растворились» в исламских догматах «местного происхождения». Коррекции подверглись и некоторые религиозные обряды.
Распространение ислама на территории Волжской Булгарии являлось не только фактором расширения территориальных рамок мусульманского мира. Исламский фактор задал новый вектор формирования религиозного сообщества с перспективой его перехода в другое, более совершенное состояние. Установление монотеистической религии способствовало укреплению авторитета правителя, так как он считался наместником бога на земле. Мусульманская религиозная система закрепляла социальную дифференциацию и способствовала иерархизации общественной системы.
Пилипчук Я. В. в своей работе “Волжская Булгария: первое мусульманское царство в восточной Европе” акцентирует внимание на том, что в 922 году произошло международное признание Булгарского государства. Ислам поставил Булгарию на один уровень со странами, население которых исповедовало мировые религии, стимулировал тесное общение Булгарии с восточным миром.
И.Л. Измайлов отмечает, что распространение ислама среди булгар несомненно связано с процессами консолидации различных племен под эгидой булгар во главе с Шилки и особенно его сыном Алмышем (Алмушем). Важнейшим политическим мотивом этого было стремление добиться независимости от Хазарского каганата. Алмыш и другие вожди тюрко-угорских племен Волго-Уральского региона находились в вассальной зависимости от кагана хазар и платили ему дань мехами, а сын Алмыша находился заложником в Итиле. Вообще власть хазар была довольно безжалостной и унизительной: так, узнав о красоте дочери Алмыша, правитель хазар захотел взять ее в свой гарем и, когда эльтебер булгар отказал, послал войска, которые заставили его подчиниться приказу. А уже после смерти дочери Алмыша каган потребовал отдать ему ее сестру. Намереваясь противостоять хазарам, Алмыш стремился консолидировать средневолжские племена под своей властью.
Однако по мере подчинения разрозненных племен правящий клан булгар столкнулся с проблемой не только военно-политического, но и идеологического объединения различных племен и родов, имевших свои племенные культы и верования. Создание надплеменного этнополитического объединения потребовало утверждения унифицированной интегрирующей религиозной системы, не имеющей корней в местной среде. Такую веру могли дать только мировые религии. Одновременно новая вера могла укрепить власть правителя, придав ему дополнительную легитимность. Она ставила его власть выше племенных династий и отвергла их притязания на власть.
Процессы становления Булгарского государства стали особенно активно протекать в конце IX – начале X в. Первые археологические следы ислама прослеживаются еще в языческих погребениях второй половины IX в. Танкеевского могильника, где обнаружены перстни с арабскими надписями, знаменуя, очевидно, начальный этап проникновения ислама в среду булгарских племен.
Таким образом, основной причиной распространения ислама среди булгар следует признать внутренние факторы, консолидацию различных племен под властью булгар.
Почему из всех мировых религий в Поволжье распространился именно ислам? Ответ на этот вопрос можно объяснить взаимодействием различных внешних и внутренних факторов. С одной стороны, ни христианство, ни иудаизм не могли быть привлекательны для булгар, поскольку ближайшая тогда христианская держава – Византия находилась в союзе с Хазарией и не оказывала сколько-нибудь активного влияния на Поволжский регион, а против иудейской Хазарии булгары собирались вести борьбу. Следовательно, выбор ислама был предопределен складывающейся политической конъюнктурой.
Особую роль в этом выборе сыграли активные торгово-экономические контакты Поволжья со странами Средней Азии – Хорезмом и державой Саманидов. Благодаря прямому торговому пути в Среднее Поволжье мусульманские купцы получили доступ к северным товарам в обход Хазарии. Одним из ярких свидетельств этого являются многочисленные клады арабских дирхемов – куфических и африканской чеканки, которые в Булгарии известны с 840-х гг.
Плавное развитие булгарского общества и медленное проникновение в него ислама в IX–X вв. привело к возникновению государственности и принятию мусульманства Алмышем и частью знати. Кратким и в достаточной мере искаженным свидетельством этого служит рассказ в одном из сочинений арабского купца и дипломата из Андалусии Абу Хамида алГарнати о начале Булгарского государства и первых его правителях. Особо следует подчеркнуть, что ал-Гарнати передает не просто услышанную им легенду, а пересказывает довольно близко к первоначальному тексту отрывок из прочитанной им книги «История Булгарии», переписанной булгарским столичным кади Йакубом ибн Нугманом. «А смысл слова булгар – «ученый человек».
Принятие ислама вызвало гнев «царя» хазар, который пошел на булгар войной, но был разбит с помощью «больших мужей на серых конях». Основная канва этого своеобразного «введения» в булгарскую историю состоит в том, что булгары приняли ислам в период существования Хазарского каганата и значительную роль в этом сыграли проповедники из государства Саманидов.
В другой, более поздней версии, дошедшей до нас в преданиях, записанных в XVIII–XIX вв., сюжет этот изложен более подробно и приписывает распространение ислама в Булгарии трем асхабам (сподвижникам) пророка Мухаммада. Один из них излечил дочь правителя от смертельного недуга и, женившись на ней, дал начало новой исламской династии. С точки зрения исторической реальности сюжет этот носит легендарный характер. Однако зерно истины в этой легенде все же есть. По существу, это предание можно расценивать как попытку булгарских средневековых историков удревнить корни своего правоверия и утвердить в среде населения Булгарии чувство превосходства над соседями, не способными претендовать на родство со сподвижниками пророка.
Следовательно, историческая и фольклорная версии довольно сходны, что позволяет думать, что последняя сохранила отрывки булгарской исторической традиции, хотя и в переработанном виде. Кроме того, ни одна официальная булгарская традиция не упоминает в связи с принятием новой религии багдадских халифов. И это не случайно. Сами булгары четко и недвусмысленно указывают на то, откуда пришел ислам в Поволжье и какие религиозные связи оставались для булгар актуальными на протяжении многих веков – Средняя Азия и Бухара. Недаром первые булгарские монеты являлись подражаниями саманидскому чекану вплоть до дат и центров чеканки (Бухара, Самарканд, Чач). Только позднее эта традиция была переосмыслена, а приоритет в распространении ислама стал связываться не с анонимным бухарским факихом, а прямо со сподвижниками пророка.
Нельзя исключить и определенного влияния на принятие ислама булгарами со стороны мусульманской общины Итиля, где была влиятельная «мусульманская партия» из городской верхушки и гвардии («аларсийа»). В союзе с ними булгары действовали, например, против русов в 912/913 г., однако, насколько оно было определяющим, судить трудно.
Точная дата принятия ислама Алмышем неизвестна, но достаточно уверенно можно отнести это событие к первому десятилетию X в. Ибн Русте сообщает, что «царь болгар, Алмуш по имени, исповедует ислам», а «большая часть их (булгар) исповедует ислам и есть в селениях их мечети и начальные училища с муэдзинами и имамами». О том, что булгары-мусульмане действовали против русов, совершивших в 912/913 г. рейд в прикаспийские провинции Саманидов, писал ал-Масуди. Сведения о том, что правитель булгар – мусульманин, сообщает Ибн Фадлан, хотя он старается этот факт завуалировать в стремлении выпятить свою роль в исламизации булгар и их «малика». Тем не менее этот арабский автор, побывавший на Средней Волге, пишет, что в 921 г. в Багдад прибыло посольство к халифу с письмом от «ал-Хасана сына Балтавара, царя славян (сакалиба)», т.е. правитель булгар Алмыш подписывался мусульманским именем «алХасан» и, очевидно, был мусульманином, как и его дочь.
В составе посольства находился один из приближенных Алмыша, также мусульманин – Абдаллах ибн Башту ал-Хазари. Были общины мусульман и в самой Булгарии. Кроме ставки Алмыша, в которой был специальный штат духовенства, включая муэдзина, и где, судя по словам Ибн Фадлана, было довольно много мусульман (он даже описывает их погребальный обряд), были и другие значительные мусульманские общины. Так Ибн Фадлан описывает общину «домочадцев» (сородичей?) под именем ал-баранджар «в количестве пяти тысяч душ женщин и мужчин, уже принявших ислам... Для них построили мечеть из дерева, в которой они молятся».
Таким образом, уже в 910– 920-е гг. среди булгар были значительные общины мусульман, причем и булгарская знать во главе с Алмышем приняла новую веру. Ислам утверждался в противоборстве с племенами, которые стремились не столько сохранить традиционные верования, сколько, видимо, отстоять таким образом свою самостоятельность от булгар Алмыша. Наиболее характерен пример, описанный Ибн Фадланом, когда Алмыш приказал, «чтобы произошла перекочевка, и послал за народом, называемым суваз, приказав им перекочевать вместе с ним. (Они) же отказали ему. (Они) разделились на две партии. Одна партия – с (разным) отребьем, и над ними (еще раньше) провозгласил себя (самозванным) царем (некто) по имени Вырыг. И послал к ним царь (булгар) и сказал: «Воистину, Аллах могучий и великий даровал мне ислам и верховную власть повелителя правоверных, и я – раб его (Аллаха), и это – дело, которое он возложил на меня, и кто будет мне противиться, того я поражу мечом». Другая же партия была вместе с царем из племени эскил. Он был у него в повиновении, хотя еще не принял ислама. Когда же он (царь булгар) послал им (первой партии) это послание, то (они) испугались его намерения, и все вместе поехали совместно с ним к реке Джавшыр».
Важнейшим событием, знаменовавшим утверждение ислама в Булгарии, стал обмен посольствами между Алмышем и багдадским халифом ал-Муктадиром. Политическая история этих контактов, а также перипетии путешествия посольства от Багдада до берегов Волги довольно хорошо изучены. В данном случае важно отметить, что, несмотря на некоторые замечания Ибн Фадлана, ислам был достаточно значительно распространен в Поволжье, и в смысле распространения веры посольство успеха не имело, как и расчеты булгарского правителя найти в лице халифа влиятельного союзника в борьбе и с Хазарией, и с Саманидами.
Таким образом, багдадское посольство сыграло определяющую роль в дипломатическом признании Булгарии как мусульманской страны, дало мощный импульс распространению ислама в среде булгар и открыло для цивилизованного мира огромную страну, раздвинуло мусульманскую ойкумену до Средней Волги. С тех пор восточные дипломаты и историки стали пристальнее всматриваться в политические процессы в бурлящей Восточной Европе, где появилось самое северное исламское государство – единственный и естественный союзник для любой восточной страны, имеющей интересы в Поволжье, и надежный торговый партнер для всех купцов, торгующих северными товарами. Со времени Ибн Фадлана ни одно географическое сочинение уже не обходилось без упоминания булгар. Развивались и крепли ее связи со странами ислама. Закреплены они были во время приезда сына Алмыша, совершавшего хадж, в Багдад к халифу ал-Муктадиру (908–932), когда он преподнес халифу знамя, савад и деньги.
Во многом благодаря принятию ислама в последней четверти Х в. Волжская Булгария окончательно оформилась как единое государство. Она стала мощным государством Волжского региона и выдержала вторжения со стороны Киевской Руси, а в дальнейшем и Владимиро- Суздальского княжества. Русины в ряде случаев действовали против волжских булгар в союзе с кочевниками (огузами и кыпчаками), но даже это не дало возможности им окончательно победить. На Средней Волге русины и булгары обменивались ударами, не имея сил добыть окончательную победу. Булгары тюркизировали и исламизировали угров. Пермяне, марийцы, мордва были вассалоной зависимости от Волжской Булгарии.
Окончательное сложение булгарской народности происходило в XII – начале XIII в., что нашло отражение в письменных и археологических источниках. На всей централизованной территории Волжской Булгарии складывается своеобразная, но единая культура, основанная на общности языка, духовной и материальной культуры. Следует подчеркнуть консолидирующую роль официальной мусульманской религии, призванной объединять все входящие в состав населения Булгарии племена вокруг единого царя. Восточные писатели и русские летописцы однозначно называют население страны одним именем – булгары (болгары), а саму страну – Булгарией, Булгарской землей.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Распространенеи грамотности и развитие образования. С развитием государственности усиливается потребность в письменности, необходимой для учета налогов, заключения договоров, завещаний и т.д. Древнетюркское руническое письмо сменилось арабским, открывались начальные школы и медресе. Давлетшин Г. М. отмечает, что до проникновения арабского алфавита булгары пользовались рунической графикой. Однако с принятием ислама в Волжской Булгарии распространилась арабская графика, которая вступила в противоречие с булгарским языком из-за ее принадлежности к другой языковой семье. Это противоречие устранялось использованием особых комплексов графем арабского алфавита. Таким образом арабская графика нашла широкое применение в Волжской Булгарии.
В начальный период булгары, видимо, писали и на деревянных досках, покрытыхвоском, и на хорошо обработанной бересте. На вощеных досках и специально обработанной бересте писали, процарапывая костяными стержнями, напоминающими древнерусские писала. Они широко представлены в археологических материалах, особенно с Билярского городища. Стержни подвешивали к поясу, о чем свидетельствуют сделанные на конце дырочки. И все же на бересте писали не арабскими буквами, а чаще рунами. Основным материалом письма была бумага, более удобная для арабской графики. Уже в IX–X вв. в Средней Азии, с которой Волжская Булгария имела тесные связи, производили бумагу из хлопка.
С развитием Булгарского государства все более усиливалась потребность в единой общедоступной письменности. Только единая графика и общепонятное письмо могли по-настоящему служить накоплению культурного опыта, развитию государственного и литературно-художественного языка. С образованием государства с единой территорией возникла и необходимость в деловой и частной переписке. В единой письменности нуждался и централизованный государственный аппарат, особенно при сборе и учете налогов, в финансовых делах, судопроизводстве, при заключении договоров с соседними странами и т.п.
С утверждением феодализма в Булгарии все более укреплялась частная собственность, узаконенная в письменных документах. У булгар, недавно принявших ислам, составление письменных завещаний имело особое значение, ибо по домусульманскому обычаю наследование шло от брата к брату, а не от отца к сыну, как у мусульман.
Без единой письменности не мог складываться и развиваться общебулгарский язык, расчленявшийся на различные письменные и родовые диалекты. Единая письменность нивелировала эти различия и подготовила почву для развития общебулгарского языка, на основе которого в дальнейшем были созданы произведения художественной литературы, научные трактаты и т.д.
О раннем проникновении арабской письменности свидетельствуют и археологические материалы. Как уже отмечалось, булгары были знакомы с арабской графикой еще со времен, когда жили на берегах Азова и Дона. С самого начала, когда болгары пришли на волжскокамские берега, они пользовались арабским алфавитом. Надписи на арабской графике, высеченные на металле, кости и относящиеся к самому раннему периоду Волжской Булгарии, рубежу IX–X вв., опубликованы Е.П.Казаковым. Как справедливо писал академик В.В.Бартольд, первоначальное проникновение и распространение арабской или иранской графики «вызывалось только торговыми сношениями и не было связано с религиозной пропагандой». Проникновение в Булгарию арабского алфавита прежде всего связано с тем, что часть булгарского населения, прибывшего в Поволжье, уже знала арабский алфавит, и, кроме того, это есть результат тесных торговых связей со Средней Азией. Естественно, на его дальнейшее распространение решительное влияние оказывал ислам – религия с развитой письменной культурой.
В начальный период булгары, видимо, писали и на деревянных досках, покрытых воском, и на хорошо обработанной бересте.
На вощеных досках и специально обработанной бересте писали, процарапывая костяными стержнями, напоминающими древнерусские писала. Они широко представлены в археологических материалах, особенно с Билярского городища. Стержни подвешивали к поясу, о чем свидетельствуют сделанные на конце дырочки. И все же на бересте писали не арабскими буквами, а чаще рунами. Основным материалом письма была бумага, более удобная для арабской графики. Уже в IX–X вв. в Средней Азии, с которой Волжская Булгария имела тесные связи, производили бумагу из хлопка.
С принятием ислама и распространением арабской графики в Волжскую Булгарию проникла литература, написанная на бумаге. Обнаруживаемые при раскопках домонгольских городов глиняные и бронзовые чернильницы также подтверждают употребление булгарами бумаги в качестве письменного материала. Были и книги, написанные на бумаге. Они прекрасно оформлялись. Металлические обложки таких книг, покрытые красивым волнистым орнаментом и инкрустацией, известны в билярских коллекциях. Эти книги похожи на секретные шкатулки со знаниями. Получив знание, книгу можно было запереть специальными крючками. Такие крючочки были найдены Е.П.Казаковым. Таким образом, книгу бережно хранили, т.к. она действительно представляла большую ценность. Умение читать-писать было распространено во всех слоях булгарского населения. Часто ремесленники сами пробовали украшать различными надписями свои изделия. Надписи, сделанные чеканкой или тиснением, встречаются на изделиях ювелиров, оружейников и на бытовых изделиях повседневного пользования, выполненных из металла, а также горшечников. На этих изделиях, в первую очередь, наносилось имя изготовителя или владельца. На фрагментах керамики можно прочитать имена «Дауд», «Адам». Иногда рядом с ними ставятся и рунические буквы.
Среди женских украшений с надписями выделяются серебряные браслеты, перстни, латунные зеркала. Именные перстни у древних тюрок, а позднее у их потомков – приазовских и волжских булгар были символом власти. На одном из перстней процарапано имя «Арслан». Вообще, с древних пор перстням и надписям на них наши предки приписывали волшебную силу. В татарских сказках часто упоминаются волшебные кольца, играющие важную роль в судьбах героев. На сердоликовой вставке перстня IX–X вв. из Танкеевского могильника начертано слово «Бисмилла» («Во имя Аллаха»). На серебряном колечке из Биляра читаем (в переводе): «Аллах вечен, пусть даст мне здоровье». На сердоликовой вставке перстня из того же памятника содержится надпись на арабском языке: «Властью, (данной) Богом, счастлив». Особенно часто писали на посуде – металлической, глиняной и даже стеклянной. Встречаются как отдельные буквы, так и целые слова, в основном имена (их владельцев?). На ручке бронзового сосуда из Биляра имеется надпись с добрыми пожеланиями: «Постоянное почитание, крепкое здоровье». Широко известен бронзовый замок, изготовленный в 1146 г. билярским мастером Абу Бакром. Корпус этого замка украшен надписью на арабском языке с благопожеланиями владельцу.
В распространении грамотности среди широких слоев населения было заинтересовано и мусульманское духовенство, ибо умение читать и писать по-арабски давало возможность непосредственно познакомиться с Кораном, религиозными книгами, осваивать дидактическую литературу, направленную против языческих традиций.
Арабский алфавит, буквы, считавшиеся почти такими же святыми, как и сам Коран, написанный этими буквами, заучивались наизусть как молитвы. На прежних языческих амулетах стали писать суры из Корана. У татар в прошлом бытовал обычай носить с собой обереги, в которых хранились изречения из Корана, якобы защищающие владельца от злых сил.
Стремление булгар к познанию ислама очень отчетливо видно на примере одной булгарской семьи, описанной Ибн Фадланом: «Один человек по имени Талут под моим руководством принял ислам... Вслед за ним и его жена, и мать, и дети тоже приняли ислам и их всех стали называть Мухаммад. Я обучил их двум сурам Корана: «Фатиха» и «Ихлас». Когда Талут сумел самостоятельно прочитать эти две суры, радость его от этих двух сур была больше, чем если бы он сделался царем».
Еще в начале X в. персидский путешественник Ибн Русте сообщал, что у булгар «большая часть исповедует ислам, и есть в селениях их мечети и начальные училища с муадзинами и имамами». Это была низшая ступень школ, как подчеркивает географ – «начальная». В них преподавали муэдзины и имамы. Здесь учились грамоте – умению писать и читать на арабской графике, уделялось внимание изучению некоторых норм арабского языка, необходимых для чтения Корана, хадисов и религиозных книг. Появившиеся с IX в. в мусульманских странах медресе являлись средними и высшими учебными заведениями. Они находились обычно в столице и крупных городах. Мы не располагаем сведениями о программе, форме обучения и о предметах, включенных в учебную программу. Надо полагать, что в основных чертах они не отличались от подобных учебных заведений в других мусульманских странах. Главное внимание уделялось изучению богословия.
Обучение велось методом толкования Корана и частично диктовки. Кроме того, в определенном объеме давались и светские знания: по математике, географии, истории, астрономии, медицине. Они были необходимы при подготовке государственных чиновников, купцов, врачевателей и др. Об этом говорят дошедшие до нас сведения о булгарских и восточных ученых-медиках, астрономах, поэтах, получивших образование в булгарских медресе. Однако в медресе готовили, главным образом, крупных религиозных служителей – мударрисов, имамов, мулл, кадиев и др. Высшей ступенью мусульманского образования в Волжской Булгарии было получение образования в научных и культурных центрах Востока: Бухаре, Самарканде, Нишапуре, Балхе, Багдаде, Мерве, Газне и т.д. Обучавшиеся здесь шакирды непосредственно знакомились с достижениями тогдашней науки, культурой Востока. Многие из них получали специальную подготовку в восточных медресе у знаменитых ученых.
Выросшие и учившиеся в Булгарии просвещенные люди были известны в восточных странах под именем «ал-Булгари», т.е. «Булгарский», хотя они получали образование и в других центрах Востока. Так, о Хасане Булгари упоминает бухарский ученый Губайдулла Садр-аш-Шарига ибн Масуда, характеризуя его «наш шейх Хасан Булгари». Этим тахаллусом, очевидно, хотели выразить популярность, известность булгарских медресе и преподававших в них учителей.
Ислам и научные знания. Появление прослойки грамотного населения обеспечило условия для развития научных знаний. К этому времени арабскими учеными были переведены труды античных и индийских авторов, в которых содержались знания, накопленные за предшествующий период развития древневосточной цивилизации. Развитию науки способствовало и установление тесных контактов с другими мусульманскими странами.
Наука на мусульманском Востоке развивалась на основе богатых местных традиций и усвоения достижений других народов. Города мусульманского Востока превратились в научные центры. Созданные в них своего рода научные академии, как «дом науки» (дар ал илм), «сокровищница мудрости» (хизанат ал-хикма) в Бухаре, притягивали ученых из разных концов мусульманского мира. С началом распада Арабского халифата научные и культурные центры мусульманского Востока все более перемещаются на окраины державы.
Прочные экономические, торговые и религиозные связи Волжской Булгарии с этими районами заложили основу для тесных контактов в области науки и культуры. Благодаря торговле в Волжской Булгарии распространились научные трактаты, ибо базары в Средней Азии, куда ездили булгарские купцы и шакирды, являлись одновременно и центрами книжной торговли. Булгарские ученые, возвратившись на родину, писали научные труды по образцу сочинений своих восточных учителей, составляли к их трудам комментарии, распространяли их научные идеи в Волжской Булгарии.
Булгарские ученые, богословы, писавшие свои сочинения на арабском языке, были довольно хорошо известны и за пределами Волжской Булгарии. На труды богослова Ахмеда Булгари «Ал-Джами», «Ал-Фаваид», посвященные ал-Фикху, ссылались восточные ученые, приводили из них отрывки, поэты же воспевали его в стихах.
Как и в других странах Востока, в Булгарии определенных успехов достигла вычислительная математика, необходимая в торговле, строительстве, ремесленном производстве, канцелярском деле. Достаточно сложных математических расчетов требовала архитектура. Вскрытые в Биляре, Суваре, Алабуге фундаменты кирпичных и каменных зданий, остатки стен показывают, что здания и сооружения имеют довольно сложную конструкцию, четкие пропорции, продуманную соразмерность и строгую логику архитектурного замысла, немыслимые без математических расчетов, включая геометрические и тригонометрические.
Булгарские ученые, купцы, благодаря широко распространенным в X–XIII вв. географическим сочинениям таких известных мусульманских географов, как алБалхи, Ибн Халдун, ал-Масуди, ал-Марвази, ал-Идриси и др., хорошо были знакомы со многими странами Старого Света, по традиции разделенной на семь климатов.
Одновременно булгары сами внесли определенный вклад в развитие географических знаний того времени. Они, к примеру, лучше других знали территорию своего расположения и соседние земли – область «седьмого климата» и все то, что расположено за ней к северу, западу и востоку. Без преувеличения можно сказать, что содержащиеся в мусульманской географической литературе X–XIII вв. сведения о различных народах и землях Севера, в какой-то мере Руси, Урала и Западной Сибири в значительной степени являются булгарской информацией.
Медицинские знания в Волжской Булгарии основывались на прогрессивных традициях народной медицины. Булгарам были известны природные лекарства (мед, березовый веник, бобровая струя, мясо различных животных и птиц, белемниты и т.д.). Ал-Гарнати пишет, что когда заболел булгарский «царь» и его жена, «лечили их лекарствами, которые у них приняты».
Ал-Гарнати сообщает о широком употреблении меда для исцеления от простуды, пишет об использовании для удаления камней в почках и мочевом пузыре вяленых кусочков мяса птицы с перекрещивающимся клювом. Использовалась также т.н. бобровая струя – ценное лекарственное средство, получаемое из мускусной железы речного бобра-самца. Кроме того, данная желтои красно-коричневая жидкость использовалась в производстве дорогих полужидких духов, мыла. Она даже вошла в список вывозимых из Булгарии в Среднюю Азию товаров.
Булгарские медики особенно прославились в области фармакологии. Лекарства делились на простые и сложные (универсальные). Так, Бурхан ад-дин Ибрагим ибн Йусуф ал-Булгари написал трактат «О простых лекарствах», который был популярен среди мусульман.
Одной из наиболее динамично развивающихся наук в Волжской Булгарии была астрономия. Это было обусловлено тем, что астрономические знания были тесно связаны с исламом, его обрядами, требованиями. Булгарские мусульманские погребения отличаются точностью ориентировок, нередко до одного градуса. Исследователи предполагают даже наличие у булгар определенного прибора типа гномона, широко используемого в то время на Востоке. Местные астрономы производили наблюдения за движением небесных тел, что привело созданию астрономических календарей. Это было для своего времени теоретическим обобщением наблюдений за природой, небесными объектами.
Краткость ночи летом в Булгаре и, вследствие этого, затруднительность совершения положенных шариатом пяти намазов беспокоила исламский мир. Для решения этой проблемы использовались астрономические знания, в связи с чем Булгар превращается в один из центров точного определения времени путем наблюдения за небесными светилами.
Таким образом, профессиональные знания, наука в Волжской Булгарии были передовыми для своего времени. Развитие их, в первую очередь, было обусловлено влиянием науки в мусульманском мире. Булгарские ученые писали на арабском языке, поэтому их труды получили общемусульманское звучание. Об этом свидетельствует известность научных трудов булгарских ученых в странах мусульманского Востока. Само развитие науки было своеобразным откликом булгарского мира на Восточное Возрождение.
![]() |
![]() |
![]() |
Торговля с мусульманскими странами Востока. После принятия ислама Волжская Булгария стала играть исключительно активную роль в международной торговле. Являясь самым северным форпостом средневекового мусульманского мира, особо тесные отношения она поддерживала со странами Востока. По Волге, Каме и их крупным притокам плыли торговые суда, направляющиеся в Северо-Восточную Русь, в Хазарию (Итиль), Саксин, Крым и Кавказ. Торговые караваны двигались по хорошо известным сухопутным магистралям, находящимся под контролем и охраной государства, по чьей территории они проходили. Ал-Балхи писал: «От Итиля до Болгара расстояние по степям около одного месяца пути; водою же, вверх по реке около двух месяцев, вниз по реке около 20 дней». АлМасуди рассказывал о караванах, которые постоянно курсировали с товарами из Булгара в Хорезм и обратно. По этому же пути, подробно описанному Ибн Фадланом, двигалось багдадское посольство в 921–922 гг.
Арабский географ второй половины Х в. ал-Мукаддаси перечисляет широкий ассортимент товаров, вывозимых из Булгарии в Хорезм и другие восточные страны: «Меха: собольи, беличьи, горностаевы, куньи и лесных куниц, лисьи, бобровые; зайцы, козьи шкуры, воск, стрелы, крупная рыба, шапки, белужий клей, рыбьи зубы, бобровая струя, янтарь, юфть, мед, орехи, барсы (или гончие собаки), мечи, кольчуги, березовый лес, славянские невольники, овцы, рогатый скот».
Об импорте монет мусульманской чеканки сообщает Ибн Русте: «Белые, круглые дирхемы привозят к ним из стран мусульманских путем мены за их товары». Ибн Фадлан говорит о царской юрте, устланной армянскими коврами, и троне, покрытом византийской парчой. О поступлении в Булгарию дорогих тканей и ковров из Джурджана, Табаристана, Армении, Азербайджана и Византии сообщают и некоторые другие средневековые писатели. Из Самарканда к булгарам шла писчая бумага. Широким спросом во все времена пользовались предметы вооружения. Ибн Фадлан пишет, что булгарские мечи «суть широкие волнообразные клинки франкской работы». По словам алГарнати, купцы привозят высококачественные мечи из стран ислама, где их «делают в Зенджане, и в Абхаре, и Тебризе, и Исфахане в виде клинков, не приделывая рукоять и без украшений, одно только железо, как оно выходит из огня. И закаляют эти мечи крепкой закалкой, так что если подвесить меч на нитку и ударить ногтем или чем-нибудь железным или деревянным, то будет долго слышен звон».
Перечень импортируемых товаров, приведенный в письменных источниках, дополняется археологическими материалами. Восточный импорт из Биляра представлен большим количеством материалов, отражающих торговые связи Булгарии и ее столицы со Средней Азией, Ближним Востоком, Византией и Закавказьем. Это находки восточных монет, фаянсовой посуды с люстровой росписью, поливной керамики, сфероконусов, стеклянных сосудов, украшений и изделий из цветного металла, а также костей верблюдов, свидетельствующих о существовании сухопутных магистралей, соединяющих восточные страны с городами Волжской Булгарии. К раннему этапу восточной торговли относятся немногочисленные монеты, чеканенные Аббасидами.
В перечне вышеуказанных товаров уникальной является богато декорированная фаянсовая чаша на поддоне, атрибутированная С.И.Валиулиной как изделие иранского или месопотамского производства ХI в. Связи с производственными центрами Ирана (Рей, Кашан и др.), отчасти Средней Азии (Хорезм) и Закавказья XII – начала XIII в. иллюстрируют фрагменты люстровой керамики (более 150 экз.), происходящие в основном из центральных раскопов Биляра. В иранских ремесленных центрах, главным образом в г. Рее, производили сосуды типа «минаи», обнаруженные в Биляре в количестве 4 экз. Их привозили, скорее всего, в качестве подарков. Список иранских предметов роскоши может быть дополнен стеклянной посудой в виде флаконов цилиндрической и грушевидной формы и миниатюрными гранеными флакончиками, в которых хранили парфюмерные изделия, ароматические вещества и лекарства. Иран вместе с близлежащими областями мог выступать поставщиком в Булгарию, а через нее и в соседние земли полудрагоценных камней-самоцветов и готовых изделий из них (например, бус, подвесок, вставок). По данным Р.М.Валеева, из Ирана в Булгарию «поступали йеменский сердолик, из более южных стран – мадагаскарский горный хрусталь, из Мавераннахра шли согдийский хрусталь и среднеазиатская бирюза, из Хорезма – сердолик, из Синда (Индия) – горный хрусталь, из Бадахшана (Северный Афганистан) привозили лазурит». В центральной части города Биляра была обнаружена сердоликовая вставка перстня с арабской надписью «властью [данной] богом счастлив».
Интересны коллекции грузинского оконного и посудного стекла, а также пробирных камней для определения пробы золота, имеющих, как показал петрографический анализ образцов, кавказско-прикаспийское происхождение. Связи с Византией и ее провинциями отражают находки стеклянных браслетов, поливной и стеклянной посуды. Византийское происхождение этих предметов было определено спектральным и химическим анализом стекла. Среди массы керамического материала А.Ф.Кочкиной выделена продукция причерноморских ремесленных центров: гончарные сосуды розового цвета, глазурованные блюда с орнаментом сграффито и амфоры с округлым дном и грушевидным туловом, украшенным бороздчатым рифлением поверхности (всего более 100 фрагментов и развалов сосудов). Такие амфоры, служившие тарой для перевозки оливкового масла и различных вин, производили в основном в керамических мастерских Таврики, в частности, в Херсоне.
Волков И. В., Губайдуллин А. М. в статье “Редкие группы керамическго импорта в Болгарах” отмечали важность для булгар восточного направления политических и торгово-экономических связей. Из восточных стран (например, Сирии) в Булгар транспортировались многочисленные предметы и продукты, а в качестве тары нередко использовались амфоры. В них в Волжскую Булгарию поставляли засахаренные фрукты, сыр, рис, фисташки, а также вино, но в целом оно не являлось основным содержимым.
На территории Волжской Булгарии существовало несколько ярмарочных центров — караван-сараев с помещениями для отдыха купцов и складами. Поблизости от крупных торговых центров возникали постоянные колонии-посады русских, арабских, армянских купцов.
Все основные торговые пути и караванные дороги пересекались недалеко от столицы государства — Великого Булгара, на ярмарке Ага- Базар. Сюда из дальних и ближних стран везли самые разные товары: золото и серебро, драгоценные камни и монеты (главным образом арабские и среднеазиатские серебряные дирхемы), дамасскую сталь и клинки, шелка, парчу и другие ткани, одежду, ковры, посуду, пряности, благовония, фрукты и сладости.
Торговля с княжествами Древней Руси и Прибалтикой. Становление государственности и усиление авторитета Булгарии на международной арене способствовало развитию торговых отношений не только с мусульманскими странами, но и с Русью. Налаживанию дипломатических международных отношений способствовало распространение грамотности . Известен ряд мирных договоров между Булгарией и Русью, которые должны были заключаться на булгарском, и на русском языках, т.к. исходили из интересов обеих сторон.
Торговые связи Биляра и Волжской Булгарии с государствами Западной Европы, а также со Скандинавией были спорадическими и осуществлялись, скорее всего, через посредничество Руси. В материалах городища имеются обломки западноевропейского витражного стекла. Такие изделия встречаются также во Владимире и Суздале, куда могли попасть, по мнению М.Е.Родиной, через Волжскую Булгарию. Следует отметить ручку бронзового сосуда, изготовленного, по всей вероятности, в одном из городов Франции в XII–XIII вв. (определение М.В.Седовой), а также детали т.н. франкских мечей и бронзовую фибулу скандинавского типа, оказавшихся в Биляре не без участия варягов – воинов и торговцев. Болгарское городище – археологические остатки Внешнего Булгара или Бряхимова письменных источников – давно уже известно как крупнейший центр международной торговли и его значение в этой роли никогда и никем не оспаривалось. Действительно, археологические находки подтверждают это. Среди них имеются два клада куфических монет и отдельные находки в качестве подъемного материала. Некоторые группы бус из раннего комплекса находок, по определению М.Д.Полубояриновой, «ставят Болгар в один ряд с крупными поселениями Северной и Восточной Европы Х – начала XI в., находившимися в сфере ближневосточной торговли… Товары из Сирии или Египта доставлялись в Константинополь или Трапезунт, оттуда на северный Кавказ и дальше по Волге шли на север» [Полубояринова, 1988, с.212]. Серебряная поясная бляха с арабской надписью является, по мнению Г.Ф.Поляковой, продукцией иранских или среднеазиатских мастеров; равноплечевую фибулу и подвеску с человеческой личиной на фоне плетенки можно считать скандинавскими. На Ага Базаре в качестве подъемного материала было обнаружено серебряное подражание западноевропейскому денарию XI в. Более крупными, по сравнению с Булгаром на Волге, центрами торговли представляются нам ранние поселения в низовьях Камы – Измерское и Семеновское селища, материалы которых опубликованы, хотя и не полностью, Е.П.Казаковым. На этих торгово-ремесленных поселениях X–XI вв., сопоставляемых обычно с комплексами типа Гнездова и Бирки, а также на «Девичьем городке» обнаружены сотни арабских дирхемов, в том числе и клады с большим содержанием восточных монет, несколько западноевропейских денариев XI в. Среди привозных изделий присутствуют обломки глиняной посуды, десятки шиферных пряслиц, стеклянные перстни и браслеты, пятилучевые височные кольца и др. Также обнаружены бронзовые фибулы балто-скандинавского происхождения, а также янтарные бусы и подвески.
В домонгольских напластованиях древней Казани встречены обрубок саманидской монеты и чешский денарий первой половины Х в., шиферные пряслица, бронзовая накладка венгерского типа, обломки стеклянных браслетов древнерусского производства. Следы присутствия иноземных торговцев отмечены и на Муромском городке. Среди вещей восточного импорта исследователи выделяют поливную и стеклянную посуду, сфероконусы среднеазиатского и закавказского производства, фрагменты фаянсовой керамики с люстром из иранских городов, стеклянные бусы и пр. В числе товаров, привозимых из древнерусских городов, следует отметить стеклянные браслеты, шиферные пряслица, фрагменты глиняной посуды с поливой. Вещи прибалтийского и западноевропейского происхождения единичны: янтарь и украшения из него, германская монета XI в.
По мнению ряда исследователей, сухопутный торговый путь из Булгара в Киев проходил через Верхнее Посурье, входившее в состав Волжской Булгарии . Белорыбкин Г. Н. в своей работе “Золотаревское поселение” приходит к выводу, что одним из центров торговли на этом пути было Золотаревское поселение,о чем свидетельствуют находки не только привозных вещей, но и деталей торговых весов, весовых гирек и грузиков, а также серебряных и свинцовых слитков. Встречаются также фрагменты киевских и новгородских гривен.
Находясь на торговом пути между городами Волжской Булгарии и Древней Руси, население Верхнего Посурья вынуждено было применять во время торговых операций в качестве средств платежа взаимоприемлемые товаро-деньги, поскольку монетной системы в рассматриваемый период не было. На верхнесурских средневековых домонгольских поселениях обнаружены монеты, но они являются очень редкой находкой и, как правило, имеют по два отверстия для ношения в составе ожерелий, т.е. использовались не как платежное средство, а как украшение.
В конце X в. в Волжскую Булгарию перестали поступать арабские куфические монеты, прекратилась собственная чеканка, наступил, так называемый, «безмонетный период», который продолжался до XIII в. Именно с этим временем связано функционирование верхнесурских домонгольских городищ и селищ булгарского типа. Свидетельством безмонетного периода в Верхнем Посурье являются находки на территориях поселений платежных слитков из цветных металлов, а также других заменителей денег. Весовые данные платежных слитков из серебра, бронзы и свинцово-оловянного сплава показывают, что при их изготовлении какими-либо весовыми метрологическими системами не пользовались, т.е. вес металла для отливки каждого слитка был произвольным. Его масса важна была лишь в момент обмена слитка на другой товар.
Во время торговой сделки от слитка отрубали кусочек и взвешивали, поскольку отрубить кусочек точно по весу практически невозможно. Опять же пользовались весами и гирьками, чтобы определить вес, поэтому в стандартизации первоначального веса слитка необходимости, по-видимому, не было. Однако геометрические величины всех целых верхнесурских слитков находятся в пределах диаметра весовых чашек.
Обнаруженные на верхнесурских домонгольских поселениях весы по конструкции близки булгарским, а взвешивание гирек позволило выявить весовые метрологические системы Волжской Булгарии, в основе которых лежит иракский ратль в 409,512 г., хотя некоторые разновески по массе и габаритным размерам близки древнерусским гирькам. Не исключено, что именно это позволяло проводить торговые операции между представителями Волжской Булгарии и Древней Руси.
Таким образом, детали весов и весовые гирьки, обнаруженные на верхнесурских домонгольских поселениях, свидетельствуют о том, что весовая метрология в регионе появилась не позднее начала XI в. При этом, заимствована она была, очевидно из Волжской Булгарии, поскольку наблюдается конструктивная близость верхнесурских весов с весами из торгово-ремесленных центров Волжской Булгарии и, кроме того, в основном, вес гирек ориентирован на булгарские весовые стандарты. Распространению весов и гирек в Верхнем Посурье способствовало применение слитков цветных металлов в качестве платежных знаков. Поскольку Верхнее Посурье географически находится между булгарскими и древнерусскими торгово-экономическими центрами, в регионе использовались разновески, весовые стандарты которых позволяли проводить торговые операции между представителями этих государств.
О связях с Прибалтикой свидетельствует обнаруженная при раскопках в Биляре мастерская по производству янтарных украшений и собрано несколько килограммов необработанного янтаря.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Таким образом, принятие ислама оказало существенное влияние на культуру и религию народов Среднего Поволжья. Городская булгарская культура внеслазаметный вклад в формирование в культуру Золотой Орды, в развитие письменности, религии, просвещения.
Татарский народ унаследовал от булгар арабскую графику. Она служила более 1000 лет. По мнению многих исследователей татары всегда стремились к грамотности, учили детей чтению, письму, арабскому языку.
Стоит также отметить, что специфические особенности поволжского ислама привели татарских богословов к необходимости реформирования догматики ислама и появлению такого своеобразного течения богословской и общественной мысли, как джадидизм.
Принятие ислама способствовало приобщению Булгарии к культуре мусульманского мира. Археологические находки предметов быта с надписями свидетельствуют о широком распространении грамотности среди булгарского населения.
В Булгарии появляются собственные ученые: юристы, богословы, медики, историки, астрономы. В 1212 году поэтом Кул-Гали была создана на булгарском языке поэма «Кысса и Йусуф», широко известная в тюркской литературе своего времени. Осознавая себя форпостом ислама, Булгария способствовала его проникновению в соседние земли.
Литература:
1) Давлетшин, Г. М. Волжская Булгария: духовная культура. Домонгольский период Х - начала XIII вв. / Г. М. Давлетшин. – Казань: Татарское книжное издательство, 1990. – 192 с.
2) История татар с древнейших времен в семи томах. Том II Волжская Булгария и Великая Степь / Под ред. Ф. Хузина. – Казань: Издательство «РухИЛ», 2006. – 1080 с.
Дата обновления: 16.11.2022 23:10