Алабуга. Город Волжской Булгарии. 10-13 вв.
Алабуга
Памятник расположен недалеко от современного города Елабуга. Он возник как крепость-форпост на рубеже X–XI веков на северной и северо-восточной границах государства Волжская Булгария. Во все времена города – это центры экономической, политической и культурной жизни людей. В целом экономика Волжской Булгарии включала в себя сельское хозяйство с развитыми для того времени земледелием и скотоводством, ремесла, внутреннюю и внешнюю торговлю, промыслы, рыболовство, охоту. Земля считалась главным богатством страны и принадлежала государству. Население облагалось налогами. Кроме того, жители участвовали в строительстве укреплений, стратегических крепостей, оборонительных линий.
Выгодное положение при слиянии Волги и Камы стимулировало внешнюю торговлю. В орбиту культурно-экономических и политических отношений входили Русь, Хазарский каганат, кочевники северо-восточных степей, народы Сибири и Северного Кавказа, Западной Европы, государства Средней Азии, арабский Восток.Налаживанию внешнеполитических контактов способствовало сближение с Арабским халифатом.Заложил этому основы царь Алмуш: в 920 году посол Абдаллах Башту был отправлен в Багдад к халифу с просьбой помочь принять ислам и сделать его государственной религией. Посольство халифа в 922 году официально признавало Волжскую Булгарию мусульманской страной. Имеются сведения о том, что еще до принятия ислама официальной религией на территории Волжской Булгарии были построены мечети. Культурный расцвет говорит о могуществе булгарской цивилизации.[1]
Из истории названия «Алабуга»
Название Алабуга или Елабуга (в её русском варианте произношения) относит нас к домонгольскому периоду жизни, к расцвету строительства городов на Средней Волге и Нижней Каме.
Далеко не все известные болгарские городища (около 160) были городами. Одним из отличий настоящих городов от преобладавших здесь военных крепостей и "феодальных замков" является то, что города всегда имели свои названия. Крепости же обычно привязывались к какой-либо местности, чаще всего к реке, тогда как "феодальные замки" больше были известны по имени своего держателя. У каждого из приблизительно 40 болгарских городов домонгольской эпохи было своё оригинальное название. Не все исконные имена городов нам известны, а ведь даже самый маленький из них был в 30 раз больше Елабужского городища. Елабужанам повезло, что в тех столетиях название Алабуга не затерялось.
Алабуга - слово явно тюркского происхождения. Есть три основных варианта перевода этого слова. Окунь ли Елабуга?
В народе наибольшее распространение получило мнение о том, что свое название Алабуга получила от татарского слова "окунь". Об этом писали в свое время и О. Кулыгинский, и К. И. Невоструев. Считается, что в старину в близлежащих озерах и реках было много этой рыбы. В качестве аргумента приводится озеро Окунево, расположенное за рекой Тоймой, которое, татарское население называет Алабугой. Это предположение имеет под собой почву. На востоке Челябинской области есть два очень крупных озера под названием Алабуга. Вдоль их берегов раскинулись населенные пункты с одноименными названиями. В настоящее время сохранилась лишь русская Алабуга (татарская была ликвидирована в связи с аварией на "Маяке"). Но нам кажется, что связывать название города с современным татарским названием рыбы нельзя. Во-первых, болгары и их потомки - казанские татары - никогда не давали названия городам в честь рыб или животных, кроме случаев, когда последние являлись тотемами . Во-вторых, рыба Алабуга не встречается в татарской мифологии, да мы и не знаем точно, как окунь именовался предками татар в X веке.
Алабуга - камень
Ссылаясь на В. Н. Татищева и П. Ф. Эрдмана, историк А. Х. Халиков подводил название "Алабуга" к подводному камню, который ещё в начале XIX в. был известен под названием "Бык" или "Большой бык" и создавал страшные быстрины, способные опрокидывать суда, плавающие по Каме. Этот камень был уничтожен в первой половине XIX в., так как мешал развитию Камского судоходства, а "Малый бык" и по сей день находится напротив д. Котловка. А. Х. Халиков писал: "Булгары, а затем и их потомки назвали это место Ала-буга. Бык - по-булгарски "буга" (бугай - по-южнотюркски). На древнетюркском boga - герой, богатырь. То есть это слово, соединенное с самим объектом (в данном случае с камнем-порогом), могло вызывать образы и быка, и богатыря, и злого змия (ещё одно значение буги), и даже колдуна-беса (по В. В. Радлову). У древних тюрок (в том числе, очевидно, и ранних булгар) слово "ала" обозначало "недобрые помыслы, козни, дурные свойства". В целом общее слово "Алабуга" могло обозначать злого быка, недоброго богатыря или злую змею. В таком качестве выступала и сама первопричина названия" .
Кстати, о камне-быке, упоминает и автор "Казанской истории", приписывая местному "бесу" и лоцманские обязанности. В этом же сочинении упоминается и "змий велик, огнен", который вылетел из мечети. Если вспомнить, что драконы (Бараджи) и змеи (Джиланы, Зиланты) были покровителями - тотемами столичных и наиболее важных городов болгар, происхождение название города Алабуга от страшного, грозного змея-защитника будет небеспочвенной.
Правда, здесь есть одно "но". Сомнительно, что когда-либо местное болгаро-татарское население произносило название своего города как "Алабугу" или "Алабука". Письменные источники и историческая память народа донесли его до нас в произношении "Алабуга". Среди алтайских народов очень распространенными были двусоставные имена с использованием слова "буга": Кит-Буга, Те-лябуга, Букатимер, Акбуга, Арбуга, Исэнбуга и т.д. Среди таких имен в различных источниках, в том числе и русских летописях, часто встречается имя Алабуга (Албуга, Олбу-га и т.д.). Так, в русских источниках мы встречаем Олабугу по прозвищу Храбрый, командовавшего правым крылом "неврюевой рати" в 1252 г. или ордынского Олабугина посла. Если учитывать, что болгары часто давали названия своим городам и крепостям по имени основателя или наиболее известного правителя, то точка зрения, связывающая название города с личным именем выглядит весьма убедительной. И здесь имя Албуга можно перевести как "богатырь, стоящий или идущий впереди", а Алабуга - "страшный или грозный богатырь".
Встречается это имя и в "Джагфар тарихы". Судя по данному сочинению, Алабуга-бий был одним из самых влиятельных князей болгарского государства в конце IX - начале X вв. Будучи эсегельским бием из сабанского рода барын, Алабуга в 865 г. участвовал в поднятии на царский трон Габдуллы Шилки, отца известного по ибн-Фадлану царя Алмуша.
Далее Алабуга-бию приписываются совершенно фантастические деяния. "Довольные исходом дела (победой в войне 882 г.), Алмыш вернулся в Хорысдан, а Алабуга - в Болгар. Здесь бий спросил у Микаиля, на что лучше истратить его часть добычи, и по совету муллы построил из дерева караван-сарай в местечке Буляр. А в этом месте, находившемся на границе сразу трех областей Булгара - Болгарской, Бершудской и Эсегельской, - обычно съежались на переговоры их бии, поэтому оно и получило название Буляр или Биляр". Этот бий сыграл важную роль в приходе к власти и самого Алмуша в 895 г. Вот таким авторитетом для соплеменников был Алабуга бий, если верить "Джагфар тарихы". Но что первично, а что вторично. И можно предположить, что Ала-буга – бий был родом из этого населенного пункта.[2]
Средневековая Алабуга.
К памятникам средневековой Алабуги относятся знаменитое Елабужское (Чертово) городище с руинированными остатками белокаменной башни домонгольского времени, лосад и три некрополя, функционировавшие в пределах X-XVI вв.
Городище расположено юго-западнее исторического центра города на правобережье устья р.Тоймы, правого притока р. Камы. Площадь 34000 кв. м. Посад средневековой Алабуги, открытый в 1997 г., расположен в 1700 м к Северо-Востоку от городища на правом берегу р. Тоймы. Его следы прослеживаются на территории около 20000 кв. м. Елабужский II некрополь, обнаруженный в 1994 г., располагается вдоль восточного склона мыса в 100-200 м южнее внешнего вала городища. Приблизительная площадь некрополя 2000 кв. м. Елабужский III некрополь на южной окраине средневекового посада открыт в 1997 году. Ориентировочная площадь 3500 кв. м. Елабужский IV некрополь расположен в 500 м восточнее посада и в 2200 м северо-восточнее городища. Приблизительная площадь памятника 9000 кв. м.
История изучения Елабужского городища.
Отечественная историческая наука средневековую историю города Елабуги неразрывно связывает с Елабужским городищем, в среде русскоязычного населения именуемом "Чертово". "Чертовым городищем" население называет не само поселение, а лишь остатки каменного сооружения, точнее, одну из сохранившихся его башен. Именно они в течение многих веков притягивали к себе внимание краеведов и историков. Ни в одном из исторических сочинений городище как поселение не рассматривалось вне истории города. Наиболее ранние сведения о Елабужском городище и его белокаменном сооружении даются в историко-публицистическом сочинении "Казанская история" неизвестного автора второй половины XVI в., а также в произведениях татарского фольклора. В последних с древней Алабугой связывается городище с развалинами каменных сооружений ("ак мэчет"—"белая мечеть"). В них же указываются на весьма почитаемые мусульманские святыни - "кладбища святых" в устье р. Тоймы. В некоторых татарских преданиях приводятся сведения о давних родственных связях между
правителями Казани и Алабуги, о местном хане Сугуне, сыне Ильбахты, его преемнике Ислам беке, о погребении хана Улу-Мухаммада в окрестностях города и т.д. Существует "Байт о Алабуге", бытовавший среди местных татар. В 1614-1616 гг. недалеко от Трехсвятской слободы был организован Троицкий монастырь. Именно монахами этого монастыря по просьбе казанского архиепископа в 1767 г. было сделано первое описание каменных развалин Елабужского городища. Подробное описание городища и каменных развалин на его территории было проведено Н.П.Рычковым, посетившим Елабугу в 1769 г. Он был первым исследователем, определившим развалины здания как остатки «храма язычников», т.е. культового сооружения, построенного болгарами и занятого потом православными монахами. В 1825 г. городище обследовалось профессором Казанского университета Ф.И.Эрдманом, а несколько позднее Н.Н. Кафтанниковым. В 1855 г. молодой елабужский художник И.И. Шишкин по просьбе К.И. Невоструева составил план городища и сделал с натуры рисунки городища и развалин каменной постройки, которые больше соответствовали действительности, чем план составленный Н.П. Рычков. Одну из первых работ, посвященных истории г. Елабуги, написал и издал в 1871 г. отец художника И.В.Шишкин, бывший в то время городским главою. Взяв за основу работы П.Н.Кулыгинского, елабужского священника и большого почитателя истории родного края, И.В.Шишкин в своей "Истории Елабуги" полностью повторил ошибки своих предшественников, полагавших, что на месте древней Елабуги первоначально располагался скифский город Гелон, а позднее - болгарский город Бряхимов. Эта точка зрения была широко распространена, особенно в кругах краеведов, вплоть до последнего времени. Да и в научной литературе она держалась долго.
Значительные исследования на городище проводил в 1888 г. известный русский археолог А.А.Спицын. Он выявил план здания, имеющего подквадратную форму с четырьмя угловыми башнями и четырьмя округлыми выступами по середине стен.
Определив время его строительства не позднее XIII в., ученый высказал предположение, что это здание представляло собой или часть караван-сарая или усыпальницу одного из мусульманских святых. В 1911 г. в центре города Елабуги был обнаружен интересный клад из четырех серебряных серег т. н. «киевского типа» и 17 серебряных монетных гривен. Находки были датированы XI-XII вв. Материалы Елабужского городища привлекли внимание проф. А.П. Смирнова, который, основываясь на исследования своих предшественников, утверждал, что городище возникло еще в первобытную эпоху, но расцвет его приходится на домонгольский период Волжской Болгарии. По его мнению, здесь располагалась военная цитадель, за которой начиналась малозаселенная полоса, составлявшая границу с северными племенами. Елабужское городище, считал А.П.Смирнов, служило опорой господства болгар среди удмуртских племен. В 1958-1959 гг. городище было обследовано разведочными отрядами Т.А. Хлебниковой и В.Ф.Генинга. Обилие материалов раннего железного века дало основание Т.А.Хлебниковой заключить, что основной культурный слой городища относится к ананьинскому времени, а в болгарское время оно использовалось как убежище и не являлось местом постоянного обитания. В 1981 г. Елабужское городище подверглось раскопкам экспедицией ИЯЛИ им. Г. Ибрагимова КФАН СССР под руководством М.М. Кавеева. Им был заложен раскоп в виде траншеи, прорезавший второй вал и ров с захватом части площадки городища. По заключению исследователя, насыпь данного вала была сооружена в болгарский период. В 1991-1993 гг. на памятнике проводили масштабные исследования К.И.Корепанов и проф. А.Х.Халиков. Раскопки А.Х.Халикова были самыми масштабными в истории изучения городища, как по размерам вскрытой площади, так
и по значению объекта исследования - остатков каменной мечети-цитадели. Им были выделены основные этапы истории памятника, определено время возникновения и функционирования каменного сооружения и, наконец, была сделана попытка напрямую связать болгарскую крепость на городище с историей современного города Елабуги.
Многие проблемы истории Елабужского (Чертова) городища и средневековой Алабуги оставались еще не решенными. Не были получены ответы на вопросы о времени возникновения болгарского поселения, его социальном статусе, этническом составе населения и т.д. В 1994 г. при ЕГПУ была создана Елабужская археологическая экспедиция под руководством автора. С этого года на памятнике и прилегающей к ней территории было заложено три раскопа и четыре шурфа общей площадью 440 кв.м.
"Чертово" городище в свете новых открытий.
Исследования были начаты с уточнения площади памятника, так как у разных авторов разница в размерах площади городища была весьма существенной - от 27000 до 55000 кв. м. Детальное измерение территории памятника, осуществленное с
привлечением специалистов-топографистов, показало, что на сегодняшний день площадь городища с укреплениями составляет 34300 кв. м. Традиционно считается, что Елабужское городище служило убежищем в случае опасности в ананьинское время, в более поздние периоды его существования до прихода болгар и военной крепостью в Х-ХШ вв. В поисках ответа на вопрос о социальном статусе памятника в начале 1990-х годов были проведены раскопки белокаменного сооружения с одной сохранившейся башней, расположенного в средней части восточного склона городища. Основная часть сооружения сохранилась в виде ленточного фундамента и остатков нижней части стены высотой до 1 м. Здание имело почти правильную квадратную в основе форму (21x21м), по углам которого сохранились фундаменты округлых башен диаметром 6 метров. Юго-восточная башня, реконструированная в 1867 году И.В. Шишкиным, имела более крупные размеры - 9,6-10 м в диаметре и, по-видимому, была более высокой. Расположенная у края обрыва, откуда открывается прекрасный обзор вверх и вниз по течению Камы, она выполняла и дозорные функции. Юго-западная башня имела ярко выраженную шестигранную форму и расширенную фундаментную платформу. Скорее всего, здесь возвышалась оригинальная башня типа минарета. Между двумя вышеуказанными башнями от стены отходит треугольный выступ- михраб, ориентированный своим острием на ЮЮЗ (205°), т.е. точно на Мекку. По мнению А.Х.Халикова и С.С.Айдарова, здание служило мечетью. Оно было сложен из плитчатого известняка; скрепляющим средством служил известковый раствор, характерный для болгарских построек домонгольского времени. Домонгольский возраст памятника подтверждается и комплексом находок (железные наконечники стрел, ключи и цилиндрический замок, шиферное пряслице, сердоликовая бипирамидальная бусина, стеклянные бусы и пр.). Как показали работы 1996 г., в центральной части территории между вторым и третьим линиями обороны следы культурных напластований полностью отсутствуют. Работы в западной части внутренней площадки памятника показали наличие слоя мощностью 30-50 см с находками в основном дорусского времени. Около 48% керамического материала относится к болгарскому периоду. За всю историю изучения городища ни одного жилища, даже какой-либо значительной конструкции хозяйственного назначения на нем не было обнаружено, кроме вышеописанной белокаменной мечети-цитадели, которая, судя по всему, была холодной, т.е. неотапливаемой, следовательно, не пригодной для жилья в зимнее время.
В раскопах IV и V всего было обнаружено 5945 фрагментов керамики, значительная часть которых (45%) принадлежит к русской крупнопесочной посуде XVII-X VIII вв. Наряду с другими этнокультурными группами в комплексе представлена и общеболгарская посуда (2 % ) . Выделено 2926 фрагментов посуды с толченой раковиной, из них количество керамики VII этнокультурной группы по Т.А. Хлебниковой (постпетрогромского типа, по Е.П.Казакову) определяется в пределах 2040- 2060 фр., что составляет 94-95% от общего количества керамики Х-ХШ вв. Интересные исследования проводились на территории, прилегающей к городищу с ЮВ. Здесь были обнаружены останки женского захоронения с украшениями, состоящими из двух медных шумящих подвесок и серебряного височного кольца с шаровидной пронизкой. По мнению Е.П.Казакова, эти находки имеют близкие аналогии в угорском мире. На наш взгляд, шумящие подвески такого типа более характерны для населения бассейна р.Чепца. Височное кольцо принадлежит к характерным изделиям болгарских ремесленников XI в., имеющим болгаро-салтовские истоки. На исследованном участке могло располагаться кладбище X-XI вв. с погребениями, имеющими истоки в финно-угорском мире.
Проведенные исследования показали, что к началу болгарской колонизации края на территории городища в пределах первой линии обороны проживала группа населения финно-угорского происхождения. Время прихода этого населения на устье
р.Тоймы представляется возможным определить временем не позднее конца X столетия. Выбор места для постоянного проживания был обусловлен природно-географическими условиями местности, в частности, близостью переправы через Каму, за которой начинались основные территории обитания угорского населения. С этого времени земли Восточного Предкамья становятся объектом активной колонизации волжских болгар. Появление болгарского опорного пункта на месте уже существующего поселения можно рассматривать как завершение данного процесса. Военно-политические и торговые интересы болгар требовали прежде всего контроля над переправой, Камским торговым путем и р.Тоймой, по которой осуществлялись контакты с финно-пермским миром. Поэтому, возникшее в начале XI в. на высоком мысу правого берега Камы новое болгарское поселение можно рассматривать прежде всего как военно-административный и торговый центр округи. В дальнейшем, с ХП столетия, в связи со строительством белокаменной мечети-цитадели, усиливается его значение как культового центра. Не исключено, что она была построена на месте прежде существовавших на этом месте языческого святилища и заменившей его деревянной мечети. Значение крепости как военно-административного и торгового центра в золотоордынский период резко падает. К моменту первого упоминания в письменных источниках здесь мы застаем мусульманскую святыню, известную среди местного населения под названием "Ак мэчет" ("Белая мечеть"). Популярность этого культового центра объясняется прежде всего тем, что он являлся одновременно ханакой-рибатом, т.е. местом обитания и службы суфийских святых (аулия). В глазах христианского монаха мусульманский святой был олицетворением антихриста, т.е. "беса". Поэтому не случайно, что это городище получило впоследствии название "Бесовского" или "Чертова". В то же время значение его как культового центра округи сохранилось и врусский период, когда здесь в1614-1616гт. был основан Троицкий мужской монастырь, существовавший до 1769 г.
Исследования в исторической части города Елабуги.
Одна из важнейших проблем в изучении истории г. Елабуги и Елабужского городища связана с определением времени возникновения средневековой Алабуги как постоянного поселения городского типа. Исследования 1993-2002 гг. показали, что городище на мысу с мечетью-цитаделью непрерывно функционировало с XI по XVI вв., но основное население проживало все же не здесь, а в другом месте. Примерно в 200 м юго-западнее от места находки клада 1911 г. во время строительных работ 1994 г. было обнаружено женское погребение с мусульманским обрядом захоронения. В 1997 г. на ул. Б. Покровской были выявлены два захоронения, оказавшиеся также мусульманскими по погребальному обряду. В этом районе был заложен раскоп I, вскрывший культурные отложения мощностью до 95-125 см. Удалось наблюдать несколько хронологически разновременных слоев, в том числе III слой болгаро-татарского (середина XIII - середина XVI вв.) и IV слой домонгольского времени. Из культурного слоя раскопа происходит всего 525 фр. Общеболгарской керамики. Обнаружено также 880 фрагментов керамики XVIII (верхнекамской) группы. В отличие от болгарских памятников Закамья, в посаде Алабуги керамика XVIII группы является количественно доминирующей не только в болгаро-татарском (60,4% от общего количества), но и в домонгольском слое (58%). Из индивидуальных находок интересны свинцовая торговая пломба ХИ-ХШ вв., глазчатая бусина X-XI вв., орнаментированное костяное навершие в форме лодочки, глиняные пряслица, железные ножи и пр. На раскопе расчищено 13 ямных сооружений.
Положение костяков в целом соответствовало мусульманским канонам погребального обряда, но наблюдались некоторые отклонения от ортодоксальных норм (преднамеренное разрушение костяка в целях его обезвреживания в погр. 3; железные гвозди и наконечник стрелы в погр. 11; детский костяк с подогнутыми ногами из погр. 5). Чрезвычайно интересными оказались материалы раскопа IX, заложенного северо-восточнее раскопов I и VIII. Здесь были обнаружены остатки рва шириной 6 м, глубиной 2 м, который мы склонны интерпретировать как сооружение оборонительного назначения. Стенки рва ровные, довольно крутые. Прослежен в длину на 9 м. Вдоль юго-западного края рва расчищены три столбовые ямки округлой формы диаметром и глубиной 20-40 см, расположенные на расстоянии 2,4-2,5 м друг от друга. По нашему мнению, их можно рассматривать как остатки вертикально поставленных опорных столбов деревянного тына. В засыпи рва обнаружено 41 фрагмент болгарской керамики домонгольского времени, 27 фрагментов керамики XVIII этнокультурной группы, а также железный
нож, глиняные пряслица и грузило. Интересной находкой является бронзовый замок в виде лошадки. Зооморфные замки, выполненные, как наша находка, реалистически (отчетливо видны рот, ноздри, зрачки в глазах, грива, уздечка), производились в болгарских мастерских XI - начала XIII вв. Наиболее близкая аналогия находке из Елабуги имеется среди материалов XII-XIII вв. из Чердыни в Пермской области. Время функционирования рва представляется возможным определить в пределах XII-XIV вв.
Елабужский IV некрополь располагается в южной части третьего мыса, образованного р. Тоймой и безымянным ручьем. В 2001 г. в 450 м к ВЮВ от Елабужского III некрополя было расчищено разрушенное погребение - в районе черепа обнаружены полтора десятка стеклянных бус, серебряное височное кольцо и болгарский сосуд. На месте находки был заложен раскоп VI, где были исследованы остатки еще трех погребений. Умершие лежат на спине головой на ЗСЗ, лицом повернуты на юг, руки вытянуты вдоль туловища, правая несколько откинута в сторону. Рядом обнаружены красноглиняная кринка домонгольского облика, одноручная чаша "джукетауского" типа, стеклянные бусы, серебряное височное кольцо с желудеобразной пронизкой, конусовидная основа шумящей подвески, медная копоушка с прикрепленными к ней с двух сторон привесками-бубенчиками на цепочках, железные подпружная пряжка,ножи, гвозди.
Анализ топографии, обряда захоронения и вещественного комплекса указывают на типологическую близость данного некрополя к могильникам бассейна р. Чепцы XI-XIII вв. (Адамовский, Кузьминский, Чиргинский и т.д.). В ориентации костяков отмечается близость к болгарским захоронениям. Функционирование Елабужского IV некрополя относится к концу X - первой половине XII вв. Погребения оставлены смешанным тюрко-финнским населением, стоящим на пороге перехода от язычества к мусульманству. Исследования 1997-2003 гг. в старой части города дали интересный материал для реконструкции средневековой истории Алабуги. Изучение этих материалов позволяет утверждать, что в исторической части современного города в конце X - начале XI вв. появляется смешанное тюрко-финское население. Возникновение Алабуги - укрепленного поселения волжских болгар на северо-востоке государства в указанное время вполне закономерно. Со второй половины X в. в восточные районы Предкамья начинается приток из Приуралья угорского населения. Часть пришельцев осваевает устье р.Тоймы и вскоре принимает участие в строительстве крепости, ставшей впоследствии одним из крупных опорных пунктов Болгарского государства в Восточном Предкамье. Исследователи склонны объяснять причину возникновения данного форпоста на Каме, являвшейся одним из ответвлений Великого Волжского пути, активной торговой экспансией болгар на северо-восток. Соглашаясь с такой постановкой вопроса, мы должны лишь подчеркнуть необходимость выявления и более глубокого изучения в будущем материалов, связанных с хозяйственной деятельностью населения не только древней Алабуги, но и близлежащей округи.[3]
Археологические раскопки под руководством А.З.Нигамаева.
Наиболее древними находками являются подвески из костей и зубов животных, напрясло с орнаментом, детали конского снаряжения и зернотёрки, их относят к ананьинскому периоду (VIII-III вв. до н.э.).
Среди находок много и других уникальных предметов. Например, бронзовый наконечник стрелы, который является савроматским изделием (VII-IV вв. до н.э.). Савроматы - кочевые иранские племена, которые проживали на территории северного Казахстана, Астраханской и Саратовской области и Оренбургского края. По словам Альберта Зуфаровича, наконечник мог попасть на территорию Елабужского городища в теле воина или путём торгового обмена.
Кроме того, были найдены артефакты времён Волжской Булгарии (X-XIII века): игла для вязания сетей, рыболовный крючок, наконечник стрелы, иконическое напрясло.
Одна из интересных находок домонгольского периода - бусинка из горного хрусталя. Такие украшения начали изготавливать в Х веке.
"Для археологов даже самый мелкий фрагмент керамики вызывает определенный интерес. Но наибольшее внимание в этом году привлекли 2 находки. Это золотая подвеска с изображением распятия, предположительно середины XIX века весом 11,8 грамма. Другая вещь - подвеска-печать, на лицевой стороне которой изображен сюжет из Книги притчей Соломоновых "О двух матерях". На обратной стороне изделия есть текст, который гласит, что это печать чашника - монаха, заведующего погребом, напитками", - рассказал Альберт Нигамаев.
[1] Булгары на Волге: культурное наследие на века / сост.А. Ф. Князева. Самара : ООО «Издательство Ас Гард», 2014,44 с. : ил.
[2] Лекомцев Василий Алексеевич
[3] Нигамаев Альберт Зуфарович, БОЛГАРСКИЕ ГОРОДА ПРЕДКАМЬЯ: АЛАБУГА, КИРМЕНЬ, ЧАЛЛЫ (к вопросу о своеобразии материальной культуры населения), Казань, 2004.
![]() |
![]() |
![]() |
Дата обновления: 13.11.2022 22:29






